Особенности работы специалиста - маркетолога
Основа работы специалиста-маркетолога - это умение собрать, проанализировать, систематизировать информацию о рынке, превратить ее в знание тенденций развития рынка, а затем - в систему мероприятий, воздействующих на рынок.
Этой работой не может заниматься ни один другой специалист предприятия: разные отделы собирают информацию, входящую в сферу их интереса, но только отдел маркетинга может свести информацию в один поток, направленный к потребителям и обратно.
Сбор и накопление информации - это естественный процесс. Действительная ценность информации зависит от действия трех факторов:
- Вероятность благоприятного исхода принятия решения прямо пропорциональна объему собранной информации;
- Относительная выгода определяет выбор решения из имеющегося набора альтернатив;
- Стоимость собранной информации.
Возможности предприятия зависят не только оттого, какую информацию оно получает, но и от механизма «отсеивания» непроверенной информации.
Важную роль в информационной работе играет не столько явное, передаваемое знание (модели, схемы, инструменты, приемы), сколько так называемое «неявное знание» (понимание существа фактов, видение их под особым углом зрения, прослеживание логических связей). Такое знание может быть получено путем исследования как внутренней среды предприятия, так и внешней.
При возрастании потоков информации увеличиваются время и затраты на ее обработку. Возникает опасность потерять знание о рынке, поэтому актуально определение уровня информированности. Эта проблема важна как для фирм, не имеющих денег на квалифицированного маркетолога, так и для фирм с начинающими специалистами. В реальной работе не всегда удается следовать рекомендуемым схемам из-за невозможности точно выявить проблему, которая сориентирует на сбор и анализ конкретных данных.
Все управленческие функции на предприятии связаны не только организационно (планирование, сбыт, реклама, производство), но и информационно (планы производства, объем выпуска, возможность реализации). Логичным является выделение подразделения, которое управляет информацией. Маркетолог осуществлявяет координацию, т.е. объединяет знания различных функциональных подразделений для оценки и прогнозирования потребностей и проблем рынка.