Информационные системы и Базы данных

ERP СистемыСистемы принятия решений и поддержки принятия решенийWorkflow-системыСПР, основанные на данныхСПР, основанные на моделяхСППР, основанные на знанияхТехнологические информационные системыCALS-технологииCSRP-системыТест по предмету Информационные системы и базы данныхЗаказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

СПР, основанные на моделях

 Для построения систем поддержки принятия решений используются методы теории нечетких множеств, нормативное и изыскательское экспертное прогнозирование, экспертное моделирование сложных проблемных ситуаций, деловые игры, экспертные ИС (ЭС) и др. СППР применяются для слабоструктурированных задач принятия решения. Данные модели по своей сути являются методами формализации экспертных оценок, позволяющими повысить их достоверность за счет применения соответствующих процедур. Типичным примером СППР, основанной на моделировании принятия решений, является ЭС , которая моделирует принятие решений экспертом

ЭС используются для тиражирования опыта и знаний ведущих специалистов в конкретных предметных областях. Знания существуют в двух видах - коллективный и личный опыт. Если большая часть в предметной области представлена в виде коллективного опыта (например, высшая математика), то эта предметная область не нуждается в ЭС. Если в предметной области большая часть является личным опытом специалистов высокого уровня (экспертов) и эти знания слабо структурированы, то такая предметная область нуждается в ЭС.

ЭС - это ИС, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие их знания для

консультации менее квалифицированных пользователей. Основными компонентами ЭС являются

♦ база знаний -- совокупность знаний предметной области, записанная на компьютерные носители в форме, понятной эксперту и пользователю;

♦ инженер по знаниям - инженер-интрепретатор, выступает в роли промежуточного звена между экспертом и базой знаний;

♦ редактор базы знаний - программа, предоставляющая инженеру по знаниям возможность создавать базы знаний в диалоговом режиме;

♦ пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена ЭС;

♦ решатель - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний по запросу пользователя;

♦ подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?». Ответ на вопрос «Как?» - это прогон всего алгоритма получения решения с указанием использованных фрагментов базы знаний, т.е. всех шагов цепи логики. Ответ на вопрос «Почему?» - ссылка на последнюю логическую цепочку, которая предшествовала решению ЭС.

Преимущество ЭС заключается в гибкости при сборе важных объемов знаний от различных экспертов, их интеграции в одной ИС, быстром ответе на поставленный вопрос за счет формализации неструктурированных знаний. Создание ЭС является дорогостоящим проектом, требует высокой квалификации разработчиков, поэтому разрабатываются они в основном за рубежом.

Другим видом данных СППР являются информационно-поисковые системы, основанные на тезаурусных моделях. Тезаурусные модели основаны на принципе организации словарей, содержат определенные языковые конструкции и принципы их взаимодействия в заданной грамматике.