Информационные системы и Базы данных

ERP СистемыСистемы принятия решений и поддержки принятия решенийWorkflow-системыСПР, основанные на данныхСПР, основанные на моделяхСППР, основанные на знанияхТехнологические информационные системыCALS-технологииCSRP-системыТест по предмету Информационные системы и базы данныхЗаказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

Создайте сайт своими руками

Подпишитесь на бесплатные видеоуроки


Начни зарабатывать деньги в Интернете!!!

Подпишись на бесплатный курс

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

Информационные системы и базы данных

ERP-системы

В различных классификациях ИС основное место отводится ERP-системам .

 Своим появлением термин ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия) обязан компании Gartner Group, которая ввела его в оборот в 90-х гг. XX века. Данная система является результатом применения количественных методов организации производства, которые начали развиваться в начале 1960-х гг.

В начале это были методы по автоматизации управления запасами, которые были затем увязаны с задачами планирования производства, поставок необходимых ресурсов и сбыта готовой продукции. Такой подход позволял корректировать плановые задания в процессе производства в зависимости от меняющихся условий: непоставки ресурсов, отказа оборудования, изменения заказа на готовую продукцию и т.п.

В конце 1960-х гг. была сформулирована концепция MRP (Material Requirement Planning - планирование потребностей материалов). В ее основе лежит принцип зависимости потребности в сырье, полуфабрикатах и других исходных продуктах от плана выпуска готовой продукции. План выпуска продукции и времени технологических циклов производства дает возможность рассчитать необходимый запас материалов к конкретному сроку, обеспечить минимизацию издержек, связанных со складскими запасами.

Эти принципы легли в основу концепции MRP, базовыми положениями которой являются:

Методика MRP декларирует, какие процессы учета и управления должны быть реализованы на предприятии, в какой последовательности они должны выполняться и соответствующие алгоритмы для уменьшения затрат на производство.

Важную роль в системах MRP играет спецификация изделия, представляющая собой перечень сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства конечного изделия, с указанием нормативов по их использованию, а также иерархическое описание структуры конечного изделия.

На основе плана производства, спецификации изделия и учета технологических особенностей производства осуществляется расчет потребностей в материалах. Затем составляется план закупок и производства, далее в систему вводятся фиксированные сроки исполнения, что очень важно.

Методы планирования MRP стали учитывать информацию о составе изделия, состоянии складов и незавершенного производства, а также заказов и планов-графиков производства. Информационной системой класса MRP заказы упорядочиваются, например, по приоритетам или по срокам отгрузки; формируется объемный план-график производства, который обычно создается по группам продукции и может быть использован для планирования загрузки производственных мощностей; для каждого изделия, попавшего в план-график производства, состав изделия «детализируется» до уровня заготовок, полуфабрикатов, узлов и комплектующих изделий; в соответствии с планом-графиком производства определяется график выпуска узлов и полуфабрикатов, а также оценивается потребность в материалах и комплектующих изделиях и назначаются сроки их поставки в производственные подразделения.

Алгоритм MRP не только выдает заказы на пополнение запасов, но и позволяет корректировать производственные задания с учетом изменяющейся потребности в готовых изделиях. Следует отметить, что методы MRP применимы не на каждом типе производстве, эффективны в условиях большого количества заказов на изготовление продукции.

Реализация концепции MRP на практике привела к необходимости учета производственных мощностей, их загрузки и стоимости рабочей силы. Дальнейшая разработка алгоритмов планирования привела к учету не только материальных, но и производственных и трудовых ресурсов.

В конце 1970 гг. были предложены алгоритмы для концепции MRP II (Manufacturing Resource Planning - планирование ресурсов производства), которая отражала возникшие потребности автоматизации производства в условиях рыночных отношений и оставалась основной в 1980-е гг.

В отличие от MRP концепция MRP II дополнительно охватывает области деятельности, от которых зависит пополнение или расход материалов, выглядит вполне логично. Дело в том, что при планировании MRP методика использует принцип неограниченной загрузки, т.е. при расчете игнорируется ограниченность производственных мощностей других ресурсов. В действительности не все ресурсы предприятия могут рассматриваться как неограниченные. Поэтому в MRP II добавилась функция планирования производственных мощностей, с помощью которой проводится анализ потребностей в необходимых материалах с привязкой к производственным ресурсам и их возможностям, а также с учетом существующей и планируемой загрузки.

Таким образом, MRP II - это планирование по MRP плюс функции управления складами, снабжением, продажами и производством. Методология MRP II описывает сквозное планирование и управление цепочкой «снабжение-производство-склад-сбыт». В отличие от предшествующей методики планирования она фокусируется на оперативном планировании и управлении всем производственным процессом, а не отдельном его фрагменте. Кроме этого, в этом классе систем появилась возможность моделирования производственных процессов.

В MRP II присутствует взаимосвязь между различными функциональными подразделениями и ясное понимание общих целей и задач всего предприятия. MRP II представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т. д.

Реализация методики MRP II в конкретной информационной системе предполагает наличие обратной связи, информирующей о качестве выполнения сформированных планов и позволяющей, при необходимости, внести коррективы в эти планы. Первоначально методика MRP II разрабатывалась для сборочных (дискретных) производств. Классическим примером дискретного производства является машиностроение. Большинство методов и алгоритмов, заложенных в функциональные модули MRP II, остаются неизменными в течение длительного времени и входят в качестве элементов в системы следующих поколений. Поэтому методологию MRP II можно считать базовой.

Развитие процессов дальнейшей информатизации предприятий и привело к созданию в 1990-х гг. ERP-систем. В данных системах реализуется дополнительно ряд новых функций, в первую очередь связанных с управлением финансами и персоналом. ERP-система - это идеология планирования и управления предприятиями с помощью оптимизации бизнес-процессов, базирующаяся на интеграции всех потоков информации для обеспечения плана продаж, плана производства, планов закупок, загрузки оборудования и персонала, плана финансирования.

Концепция ERP представляет собой надстройку над концепцией MRP II. Не внося никаких изменений в механизм планирования производственных ресурсов, она позволяет решить ряд дополнительных задач, связанных с усложнением структуры компании. Особенности информационных систем класса ERP:

Универсальность. Даже на обычном предприятии (не говоря уже о корпорации) могут сосуществовать производства различных типов: непрерывное, дискретное. Кроме того, предприятия должно заниматься проектами в различных направлениях (разработка новых продуктов, маркетинг и т.п.). Для обеспечения планирования и управления всем предприятием в целом информационная система должна уметь работать с каждым из этих типов производств. Поэтому системы класса ERP содержат набор модулей, каждый из которых специализирован на определенном типе производства.

Многозвенное производственное планирование позволяет обеспечить комплексное планирование предприятия, состоящего из самостоятельных филиалов. В результате планы-графики закупок и производства различных производственных подразделений всех филиалов компании согласуются между собой, а также с бюджетом предприятия на этапе планирования.

Расширение сферы интегрированного планирования ресурсов. Интеграция охватывает все подразделения, связанные с производственным процессом подразделений и служб (например, ремонтных, транспортных, проектных). ERP-системы позволяют вовлечь в сферу интегрированного планирования человеческие ресурсы всех подразделений предприятия.

Планирование и учет корпоративных финансов. Реализация в ERP-системах планирования ресурсов разветвленной корпорации влечет необходимость усиления финансового блока, реализации управления сложными финансовыми потоками и возможности корпоративной консолидации, которая обеспечивается модулями управления корпоративными финансами. Это позволяет рассчитать полную себестоимость продукции.

Включение систем принятия и поддержки принятия решений. Поскольку управленческие решения принимаются людьми, то сама по себе ERP-система не является инструментом для принятия управленческих решений, она лишь поставляет необходимую для этого информацию.

Интеграция новых функций базируется на единых стандартах информационных процессов, функционирующих на объединенной ИТ-платформе. Таким образом, ERP-системы представляют собой средства информатизации на единой технологической и информационной основе. Главные отличия ERP-системы от MRP II состоят в обработке информации из внешних источников, наличии дополнительных модулей по управлению финансовыми потоками: бюджетное планирование, управление затратами, управление проектами, специальные средства для высшего звена и т.д.

В 2000 г. компании Gartner Group сформулировала концепцию ERP II (Enterprise Resource & Relationship Processing - управление ресурсами и внешними связями). Внешние связи реализуются через ряд дополнительных ИС, которые развивались в последние годы и были связаны с сетью Интернет. Прежде все это электронная коммерция (e-comm), которая представляет собой маркетинг, покупку и продажу продуктов и услуг на технологической основе сети Интернет. Интернет дал простые и универсальные инструменты общения с клиентами и партнерами, которые, в свою очередь, дали мощный толчок развитию новых ИКТ для построения ИС.

Одной из них является система управления цепочкой поставок (Supply Chain Management - SCM), которая объединяет поставщиков, дистрибьюторов и покупателей в единый логистический процесс. Цепочка поставок - это множество экономических агентов (предприятий, центров оптовой торговли, перевозчиков, покупателей), объединяющихся для выполнения заказа на поставку товара или услуги.

Логику формирования цепочки поставок можно представить в виде такой последовательности:

Данная система удовлетворяет все новые потребности бизнеса, связанные с изменением концепции повышения производительности на концепцию высокой эффективности сбыта продукции. SCM охватывает цепочку поставок полностью: она позволяет автоматизировать определение потребностей и заказчиков на ресурсы предприятия, определять потребителя, оформлять и осуществлять поставку готовой продукции, т.е. объединяет работу по выполнению задач входящей и выходящей логистики.

Другим новым типом ИС стали системы управления отношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management - управление отношениями с клиентом). Появление систем этого класса связано с ужесточением конкурентной борьбы. Отмечается эмпирически выявленная закономерность, согласно которой 80 % объемов продаж компаний розничной торговли приходится на 20 % постоянных покупателей. При этом приобретение каждого нового потребителя обходится существенно дороже, чем сохранение партнерских отношений с существующим клиентом. Источником дополнительных затрат является проведение маркетинговых исследований и обработка их результатов, проведение рекламных кампаний, затраты на ведение переговоров с потенциальными клиентами.

В CRM-системах выделяют три группы процессов, которыми управляют отдельные модули: управление продажами; маркетинг; служба поддержки клиентов.

Управление продажами осуществляет управление клиентскими счетами, управление списками товаров и услуг - управлением контактами с клиентами, прогнозированием продаж. Маркетинг позволяет автоматизировать доставку клиентам информации, используя различные каналы связи: телефон, электронную почту, факс, информационные порталы, сайт и т.д. Служба поддержки клиентов организуется вокруг клиентского телефонного центра (call center). Клиентские телефонные центры обычно основываются на интеграции компьютеризованной БД и системы автоматизированного распределения звонков.

Таким образом, структуру ERP П-системы упрощенно можно представить следующей схемой:

ERP II = ERP + e-comm + SCM + CRM.

Соответственно концепция ERP II имеет как бы два контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес- процессами предприятия, и внешний, управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть back-office - внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками - front-office - внешняя система. Если ERP-системы направлены на достижение конкурентных преимуществ за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов, то в ERP И-системах появляются средства повышения эффективности работы с клиентами и контрагентами.

С помощью ERP-систем проводится информатизация следующих бизнес-процессов предприятия: стратегическое управление, маркетинг, планирование, снабжение, управление запасами, управление складом, производство, сбыт, цепочки поставок, управление взаимоотношениями с клиентами, разработка бюджетов, бухгалтерский, налоговый, финансовый, управленческий учет, банк и касса, кадровый учет.