Метрология и Стандартизация

Учебные пособияЭкзаменационные вопросыСущность качестваМетрологияОсновные понятия метрологииЦели и задачи метрологии, стандартизации и сертификацииОбъекты и субьекты. Методы и средства наукиИстория развития стандартизации, метрологии и сертификацииОсновы теории измеренияПоверка и калибровка измерительных системПравила и порядок проведения сертификацииОбязательная и добровольная сертификацияГосударственная система стандартизации РФОсновные принципы и методы стандартизацииСтандартизация сертифицированных изделийГосударственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартовОбщая характеристика стандартов разных видовМеждународная и национальная система стандартизацииТеория и методы измерений метрологических характеристикСертификация продовольственных и непродовольственных товаровНаучные и методические основы построения систем сертификации продукцииОсобенности сертификации товаров и услугАккредитация испытательных лабораторий и центровСертификация систем качестваЭффективность работ по стандартизацииМеждународная система стандартизации ISOНациональная система стандартизацииСредства изменений и их классификацияХарактеристика средств измеренийМетрологические свойства и метрологические характеристикиМетрологическое обеспечение сертификации товаров и систем качестваГосударственный метрологический контроль и надзорОтветственность за нарушение метрологических правилИзмерение и его основные операцииПонятие об испытании и контролеСредства измеренийПогрешности измеренийИзмерения. Классификация и свойстваСтандартизация в создании и функционировании организационно-технического механизма государственного управленияГосударственная система обеспечения единства измеренийКалибровка и поверка средств измеренийПоверочные схемыЭталоны. Классификация эталоновФундаментальные физические константыСертификация средств измеренийИспользование квантовых технологий для построения эталоновЦели, задачи и объекты испытанийКлассификация испытанийСистема воспроизведения единиц физических величинСертификационные испытанияМетрологическое обеспечение сферы услугМетрологическая надежность и межповерочные интервалыСертификация импортной продукцииСтандарты, обеспечивающие качество продукцииОбязательная сертификацияСертификация продукции и услугОсновные требования и порядок разработки стандартовОтечественные и зарубежные системы сертификацииПринципы технического регулированияТехнологии выполнения сертификационных работПравовые системы сертификацииБилеты по метрологии стандартизации и сертификацииЗаказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

Сущность качества

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг.

Качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене.

Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде — стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.

Определение качества

качество (quality)

Степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям

[ГОСТ ISO 9000-2011 ст. 3.1.1]

Качество продукции

Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

[ГОСТ 15467-79 ст. 3]

Объектом качества могут быть продукция, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Примером подобной комбинации является такое всеобъемлющее свойство, как «качество жизни». За рубежом, а в последнее время и в нашей стране все чаще проблему защиты интересов и прав потребителей стали рассматривать именно с позиции «качества жизни». Это понятие включает целый ряд аспектов процесса удовлетворения человеческих потребностей: качество товаров и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физического и морального здоровья, качество образования и пр.

продукция (product)

Результат процесса

[ГОСТ ISO 9000-2011 ст. 3.4.2]

Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

В дальнейшем качество будет рассматриваться применительно к такой сфере деятельности, как коммерция, и к основным ее объектам — товарам и услугам.

Товар — любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Товар — это все, что может удовлетворять потребность или нужды и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Рассмотрим второй элемент качества — характеристики.

характеристика (characteristic)

Отличительное свойство

[ГОСТ ISO 9000-2011 ст. 3.5.1]

Товары и услуги обладают совокупностью отличительных свойств — характеристик. Характеристики могут быть качественными (например запах и вкус пищевого продукта, вежливость и профессионализм продавца) и количественными (скорость автомобиля, белизна фарфоровой посуды и др.).

требование (requirement)

Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным

[ГОСТ ISO 9000-2011 ст. 3.1.2]

Третий элемент — требования. Требования — это прежде всего потребности. Существует иерархия потребностей. В ее основании лежат основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее (в порядке возрастания) — потребности в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эстетические, социальные потребности. Вершину пирамиды составляют потребности развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению).

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Оценка качества — это совокупность операций, выполняемых с целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям. Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-аналоги. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках) и сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вторичной информации.

Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.

В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа,испытания.

Измерения как самостоятельная процедура являются объектом метрологии.

Испытания — техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.