Клиническая психология

Вопросы по Клинической психологии1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.2. Сознание как высший уровень психического отражения.3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.5. Общая характеристика эмоций.6. Воля и волевая регуляция.7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.10. Мышление как форма познавательной деятельности.11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.18. Психометрика и её основные параметры.19. Корреляционный анализ.20. Статистические критерии различий.21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.27. Социальная психология общения. Структура общения.28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.32. Клиническая психология как наука.33. Теория привязанности.34. Теория объектных отношений.35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.46. Основные понятия психотерапевтического процесса.47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.48. Основы групповой психотерапии.49. Балинтовские группы. Модели супервизии.50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.55. Структура процесса психологического консультирования.56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.57. Основные методы психологического консультирования.58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.61. Отклоняющееся поведение и его особенности.62. Профилактика отклоняющегося поведения.63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.70. Семья как система.71. Жизненный цикл семьи.72. Благополучие семьи.73. Семейное консультирование как процесс.74. Личность преступника: понятие и типология.75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.90. Психогении в экстремальных ситуациях.Заказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнКлиническая психологияМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

Память - познавательный психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта, обеспечивающий его возвращение в сферу сознания и повторное использование в деятельности.

Память состоит из 3 компонентов: Сенсорный регистр, Рабочая память, Долговременная память.

Сенсорный регистр - это сверхкратковременное хранилище информации очень большого объема. В сенсорном регистре информация сохраняется от 250-500 мс (зрительная) до 2-3 с (слуховая). Основная задача блока сенсорного регистра заключается в том, чтобы предоставить следующему блоку возможность классифицировать поступающую информацию и отправить ее на дальнейшую переработку. Сенсорный регистр необходим нам для того, чтобы переживать мир как непрерывную целостность. Код сенсорного регистра аналоговый. Это значит, что зрительная информация кодируется в виде зрительных образов, звуковая - в виде звуков, тактильная - в виде кожных ощущений. Сенсорный регистр работает автоматически вне зависимости от нашей воли. Прекратить его работу можно, только остановив поток информации, например закрыв глаза. Забывание в сенсорном регистре связано с угасанием. Так, после прекращения звука мы еще короткое время "слышим" его эхо, которое сменяется тишиной.

Особенность сенсорного регистра- то, что это происходит автоматически, не зависит от воли субъекта. Например: шаги за дверью.

Механизм забывания сенсорного регистра:

1. Интерференция - новая информация вытесняет старую.

2. Угасание - после прекращения звука, мы некоторое время слышим его.

Рабочая память ( кратковременная)- это блок памяти в которой «циркулирует» информация необходимая для осуществления текущей деятельности.

Объем РП:

Содержание РП - то, что чел. думает именно сейчас. Объем РП- = 6 элементов. ( 7+-2). Время РП- 30 секунд.

Формы кодирования в рабочей памяти ( Р.Конрад, Р. Шепард).

Некоторое время считалось, что в данной подсистеме памяти доминирует акустическое кодирование, т.е. любая поступающая в эту подсистему информация обязательно должна быть переведена в звуковую форму. Ведь само слово "повторение" вызывает ассоциацию с мысленным проговариванием материала! Первым такую позицию сформулировал Р. Конрад в 1964 г., предъявивший испытуемым ряды согласных букв и обнаруживший, что испытуемые непосредственно после предъявления совершают ошибки по созвучию, а не по сходству написания. Однако для признания существования иных, невербальных форм кодирования в кратковременной памяти важными оказались исследования Роджера Шепарда (1971). Он показывал испытуемым изображения трехмерных фигур, состоящих из цепочек кубиков, развернутых в пространстве. Испытуемые должны были сравнивать пары фигур и принимать решение об их тождестве или различии. Они легко решали подобные задачи, несмотря на то, что стимульный материал, который использовал Шепард, было практически невозможно облечь в словесную форму и соответственно закодировать акустически.

Таким образом, акустическое вербальное кодирование является в рабочей памяти преимущественным, но образные коды так же могут использоваться при затруднениях в вербализации.

Структурные элементы РП ( А. Бэддели, Г. Хитч)

Подструктура РП:

1. Центральный исполнитель. Управляет фонологической петлей и визуально пространственной матрицей и поддерживает рабочую связь с функциями человека ( функции мышления, воображения)

2. Фонологическая петля - механизм мысленного проговаривания материала, чтобы сохранить его в памяти. Чем короче, тем информация запоминается лучше.

3. Визуально пространственная матрица - это место, где идет работа с визуальными объектами, а так же объектами представленными в форме тактильных ощущений, запахов и вкусов. ( соотношение опред. запаха с определенным блюдом)

4. Эпизодический буфер. Интегрирует всю информацию, находящиеся в РП. Хранится целостные эпизоды, картины, фрагменты нашей жизни. Объем буфера и время ограничены, он обеспечивает обмен информации которую используют разные коды. ( зрительный и обонятельный - лимон)

Долговременная память- вид памяти характеризующийся длительным сохранением материалы, после неоднородного его повторения. Постоянное хранилище информации. Она является конечной точкой на пути информации из сенсорного регистра.

Элементы содержания ДП перманентно присутствуют в области действия центрального исполнительного блока РП.

Для того, чтобы информация была адекватно обработана в блоке РП она должна быть распознана и понята и « категоризирована». Эту функцию выполняет «мобильная» подструктура ДП которая учувствует в процессе восприятия.

Характеристики ДП:

1. Информация в ДП упорядочена

2. Объем ДП не ограничен

3. Забывание в ДП не существует ( есть трудности в нахождении информации).

Подсистемы ДП: 1. Процедурная память - отвечает за выполнения нами действий, игнорируя его содержание.

2. Декларативная память - связана с представлениями с образами.

3. Семантическая память - связана с представлениями образами. Тип памяти о правилах и категориях (обобщениях, понятиях). Так, например, я знаю, как из букв составлять слова, знаю понятие «глагол». Функция описание картины мира. Информация хранится в иерархических организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Каждому узлу соответствует набор систем.

4. Автобиографическая память - оперирует информацией о личностно-значимых обстоятельствах, событиях. Функционированна АП сопровождается специфическим эмоц. состоянием - «автонэзис» ( я вспоминаю).

5. Эпизодическая память- это временная долговременная память. Содержащая событийную информацию о человеке в полимодальной форме, где имеют значение контекстуальные свойства (место и время). Например, «я вчера ходил на концерт известной группы» - информация, извлечённая из эпизодической памяти.

Развитие памяти в онтогенезе.

Сразу же после рождения у ребенка присутствует особый вид запоминания - импринтинг (запечатление), основанный на повышенном содержании в крови ребенка бета-эндорфинов, что способствует высокой впечатлительности новорожденного.

На протяжении первого года жизни память ребенка пластична, но беспорядочна и непроизвольна. Раньше всего, уже на первом месяце, возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий. Начиная со второго года и до семи-восьми лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения. Поэтому дети после года нередко очень раздражаются, если, рассказывая сказку, взрослый заменяет или переставляет слова.

Во втором полугодии ребенок предпочитает знакомую игрушку новой, т. е. узнает их; он также способен различать близких людей по голосам.

После года у ребенка формируются элементарные представления. На протяжении второго года увеличивается объем и скрытый период узнавания: если до года он способен узнавать близкого человека после двух-трехнедельной разлуки, то после года - даже после двухмесячного перерыва.

После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа - сад, дом, дорогу, и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте. На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия - умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом, ножницами; они складываются в динамические стереотипы, однако еще далеки от автоматизмов.

Постепенно память освобождается от опоры на восприятие. После двух лет начинают запоминаться имена, клички, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально-ассоциативная память (мать одевается - значит, скоро уйдет; достают выходной костюмчик - значит, придется идти к врачу).

Для ребенка раннего и дошкольного возраста характерно также присутствие особой формы памяти - эйдетической, которая представляет собой буквальное «считывание» информации с подробного внутреннего образа. У взрослых, кроме известных своими способностями мнемонистов, эйдетическая память встречается крайне редко.

В дошкольном возрасте усиливается произвольность запоминания, а в младшем школьном память приобретает познавательный характер: таким образом осознается мнемическая задача и развиваются способы ее выполнения, что необходимо для успешного обучения в школе.

В ходе онтогенеза роль различных видов памяти в познавательной деятельности человека меняется. Так, механическое запоминание уступает место осмысленному, непроизвольное - произвольному, непосредственное - опосредствованному. Появление новых качеств запоминания очень важно для компенсации возрастного ослабления памяти у пожилых людей, которые, не утрачивая навыков саморегуляции, помогают себе «протезировать» пространство: например, активнее использовать ежедневники и другие вспомогательные средства.

Проблемы памяти обретают особую важность в контексте применения психоаналитически ориентированных методов психотерапии, когда возникает необходимость оценки достоверности автобиографических воспоминаний. Дж. Боулби, исследуя феномен привязанности, выделил три типа памяти: глубинную, семантическую и эпизодическую

Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия: например, ребенок, как правило, радуется при звуке шагов матери. Глубинная память функционирует неосознанно и проявляется у взрослых в ответ на связанные с детством раздражители (запахи, звуки, природные виды). Семантическая память включает обобщенные представления, выраженные в осознанной вербальной форме. Это может быть информация, полученная от других людей (например, если мать говорит ребенку, что она всем ради него пожертвовала, он начинает считать это собственным воспоминанием, однако глубинной памятью оно может быть и не подкреплено). Эпизодическая память сохраняет конкретные случаи из жизни, которые могут фиксироваться как визуально, так и вербально. В отличие от глубинной, эта память доступна сознательному контролю, является более гибкой и лабильной, однако именно в ее рамках особенно ярко проявляется детская гиперболизация -

усиление качеств образа до невероятных размеров («Разбил нос, и вытекла целая кружка крови», «Съел семь больших бубликов подряд»), поэтому образы эпизодической памяти не могут приниматься как вполне достоверные.

Система биографической памяти является дискуссионным предметом возрастной психологии, по поводу которого возникает множество вопросов: какова онтогенетическая последовательность перечисленных видов памяти, в чем заключается их взаимовлияние, какова в них мера искажений реальности. Но сами эти виды памяти сейчас ни у кого не вызывают сомнений.