Клиническая психология

Вопросы по Клинической психологии1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.2. Сознание как высший уровень психического отражения.3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.5. Общая характеристика эмоций.6. Воля и волевая регуляция.7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.10. Мышление как форма познавательной деятельности.11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.18. Психометрика и её основные параметры.19. Корреляционный анализ.20. Статистические критерии различий.21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.27. Социальная психология общения. Структура общения.28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.32. Клиническая психология как наука.33. Теория привязанности.34. Теория объектных отношений.35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.46. Основные понятия психотерапевтического процесса.47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.48. Основы групповой психотерапии.49. Балинтовские группы. Модели супервизии.50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.55. Структура процесса психологического консультирования.56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.57. Основные методы психологического консультирования.58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.61. Отклоняющееся поведение и его особенности.62. Профилактика отклоняющегося поведения.63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.70. Семья как система.71. Жизненный цикл семьи.72. Благополучие семьи.73. Семейное консультирование как процесс.74. Личность преступника: понятие и типология.75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.90. Психогении в экстремальных ситуациях.Заказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнКлиническая психологияМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.

Профилактика выступает в качестве первой практической технологии, направленной на улучшение индивидуального и общественного психического здоровья.

В настоящее время принята трехуровневая схема профилактики, включающая первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика предполагает активное проведение мероприятий, предупреждающих возникновение заболевания. На этом уровне профилактика наиболее полно отвечает своему определению. В общем виде ее задачами являются предвосхищение будущих проблем и целенаправленные действия во имя желаемой цели или предотвращения нежелательных результатов. К ним относятся просвещение, информирование, образовательные превентивные программы, социально-гигиенические мероприятия, специализированные уроки в школах, классы для родителей, психологическое консультирование.

Вторичная профилактика включает мероприятия, проводимые на этапе, когда наличие патологии уже может быть установлено. Здесь превентивные усилия направлены на то, чтобы предотвратить развитие болезни, ухудшение симптомов, распространение воздействия сопутствующих негативных факторов на окружение, а также воспрепятствовать хронизации заболевания. Вторичная профилактика часто связывается с лечением, определяя терапевтический компонент в качестве основного в недопущении рецидивов болезни.

Третичная профилактика соотносится с деятельностью, направленной на предупреждение дальнейшего развития клинических проявлений заболевания, приводящих к инвалидизации и неблагополучному исходу. Целью мероприятий на этом этапе является по-прежнему профилактика рецидивов, а также стабилизация состояния даже хронических больных путем внедрения медицинских и социальных программ. Поэтому задача третичной профилактики ставится более широко - восстановить не только здоровье, но и поддержать социальное функционирование.

Направление исследований:

1.  Выявление роли психолог. фактора в укреплении здоровья чел-ка.

2.  Формирование внутренней картины здоровья. Отношение чел-ка к своему здоровью.

3.  Поиск оптимальных методов психолог. воздействия, направленное на развитие здоровья личности.

4.  Создание системы обучения здоровью.

Возможности социальной профилактики

Общегосударственные и местные программы социальной профилактики, направленные на предотвращение возникновения психических нарушений, могут оказать огромное влияние на общественное психическое здоровье. Широкие группы населения - сообщества по месту жительства, организованные группы по месту работы или учебы, пользователи социальных и медицинских услуг, аудитории средств массовой информации - могут быть вовлечены в социально-профилактическое воздействие. Несмотря на то, что эффект социально-профилактических программ оценивается не сразу, а в долгосрочной перспективе, психическое здоровье населения непосредственно зависит от усилий на данном этапе.

Информирование населения по различным вопросам психического здоровья является одним из ведущих методов социальной профилактики. Очевидно, что здесь велика роль средств массовой информации, которые используют свои каналы для быстрого и массового оповещения о службах помощи, таких, как телефоны доверия, специализированные центры для реадаптации военнослужащих и другие организации.

Другим методом социальной профилактики может служить прямое государственное регулирование, т. е. политика запрета или ограничения, как в случае с распространением алкогольных напитков и наркотических веществ.

Значительную роль в профилактике психических нарушений играет просвещение, т. е. целенаправленное сообщение знаний об определенных проблемах, связанных с нарушениями психики, и способах их предотвращения. Просвещение может принимать различные формы: от цикла телевизионных программ о психическом здоровье до серии уроков в школе по безопасности жизнедеятельности, от выступлений по радио до открытых лекций, от заметок в прессе до памяток о том, что делать в случае возникновения болезненных симптомов.

Индивидуальные резервы психического здоровья

Психологические (психические) резервы могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление, эмоции, с мотивацией деятельности человека и определяющие тактику поведения и особенности психологической и социальной адаптации. Психологические резервы можно рассматривать как переходное звено функциональных возможностей человека, которое соединяет его организм с окружающей средой. Это дает основание рассматривать психологические резервы человека как фактор, определяющий надежное гь деятельности, под которой понимается интегральное качество эффективно и стабильно выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях.

Задачи интервенции на этапе индивидуальной профилактики носят валеологический характер и сводятся к тому, чтобы сделать здорового человека здоровым, т. е. укрепить психические ресурсы организма. Навыки поддержания психического здоровья являются интегральной частью здорового образа жизни и носят название психогигиенических навыков. Воспитание чувств и мышления, овладение навыками саморегуляции помогают подготовиться к травматиче­ским событиям и предотвратить нервные срывы.

Индивидуальная профилактика предполагающая применение навыков саморегуляции, связана с последовательным формированием, строительством психическо­го здоровья.

Ценности здоровья и ЗОЖ

Здоровый образ жизни является ценностью в связи с тенденцией распространения болезней по всему земному шару.

Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями:

1. Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.

2. Восприятие серьёзности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания, осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.

3. Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу.

Следует отметить, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален.Образ жизни - это «лицо» индивида, отражающее уровень общественного прогресса, характеризующееся его трудовой деятельностью, бытом, особенностями его психики и функциональных возможностей организма. Уровень жизни это в первую очередь удовлетворение материальных, духовных и культурных потребностей человека. Стилю жизни характерны поведенческие особенности жизни человека, психология и психофизиология. Здоровый образ жизни объединяет всё и направлен на укрепление не только индивидуального, но и общественного здоровья.

Здоровье по определению Всемирной Организации Здравоохранения - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера. К основным условиям формирования здоровой личности Бехтерев В. М. относил:

1. Наследственную природу человека;

2. Благоприятные условия зачатия и развития человеческого организма;

3. Благоприятные социально - экономические условия жизни;

4. Негативное отношение к алкоголю;

5. Жизнь по правилам гигиены (в том числе психогигиены);

6. Рациональное воспитание;

7. Рациональное обучение;

8. Участие в общественной деятельности;

9. Направленность на совершенствование своей личности в соответствии с интересом человеческой общности.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Составляющие Здорового Образа Жизни:

В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы ценностного отношения к здоровому образу жизни, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики, других социальных наук. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни рассмотрены в многочисленных работах И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г. К. Зайцева, Т. С. Казаковцевой, Н. В. Тверской и другими. Вышеперечисленных авторов, пишущих на эту тему, объединяют в «здоровый образ жизни» следующие базовые составляющие:

● Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

● Окружающая среда: как безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

● Отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков;

● Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного индивидуума, качество употребляемых продуктов;

● Движение: физическая активность, как жизненная позиция, в том числе упражнения, с учётом возрастных особенностей;

● Гигиена: соблюдение правил личной и общественной гигиены;

● Эмоциональное равновесие: психогигиена, умение справляться с собственными излишними отрицательными эмоциями и возникающими проблемами;

● Интеллектуальное развитие: способность узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивно мыслить;

● Духовность: устанавливать действительно значимые, конструктивные, жизненные цели, стремиться к ним и достигать их, при этом ко всему относиться с оптимизмом.

Эффективность здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий и программ Принципы:

Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы

Цель здоровьесберегающих технологий:

1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды технологий:

1) Медико-профилактические технологии.

Задачи: сохранение и приумножение здоровья под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Компоненты: мониторинг здоровья и разработка рекомендаций по оптимизации здоровья; рациональное питание; рациональный режим дня; закаливание; организация профилактических мероприятий; здоровьесберегающая среда.