Клиническая психология

Вопросы по Клинической психологии1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.2. Сознание как высший уровень психического отражения.3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.5. Общая характеристика эмоций.6. Воля и волевая регуляция.7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.10. Мышление как форма познавательной деятельности.11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.18. Психометрика и её основные параметры.19. Корреляционный анализ.20. Статистические критерии различий.21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.27. Социальная психология общения. Структура общения.28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.32. Клиническая психология как наука.33. Теория привязанности.34. Теория объектных отношений.35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.46. Основные понятия психотерапевтического процесса.47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.48. Основы групповой психотерапии.49. Балинтовские группы. Модели супервизии.50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.55. Структура процесса психологического консультирования.56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.57. Основные методы психологического консультирования.58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.61. Отклоняющееся поведение и его особенности.62. Профилактика отклоняющегося поведения.63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.70. Семья как система.71. Жизненный цикл семьи.72. Благополучие семьи.73. Семейное консультирование как процесс.74. Личность преступника: понятие и типология.75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.90. Психогении в экстремальных ситуациях.Заказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнКлиническая психологияМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

48. Основы групповой психотерапии.

Групповая психотерапия - форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая группа - группа людей, пришедших за психотерапевтической помощью и работающих в групповом формате. Можно сказать, что это формы групповой работы, где у людей происходит адаптивное изменение их личностного состояния.

Основой работы психотерапевтической группы являются беседы, дележка участников группы, игры и дискуссии в их различных видах и сочетаниях. В психотерапевтической группе может осуществляться как индивидуальная психотерапевтическая работа, так и процессы групповой психотерапии.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

I.D.Yalom выделяет следующие наиболее общие цели групповой психотерапии.

1. Выяснение проблем каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния.

2. Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации.

3. Предоставление информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми.

4. Поддержка процесса "созревания" личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала.

Преимущества групповой психотерапии:

1.     Экономичность денежных и временных ресурсов.

2.     Межличностное обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, приобрести более эффективные социальные навыки. В группе можно получить различные реакции на свое поведение, увидеть с помощью членов группы его последствия и, в последующем, моделировать поведение. Также можно получить поддержку от других членов группы .

3.     В группе «воссоздается» повседневная жизнь каждого участника, что позволяет им увидеть трудности и особенности проблемы. Данный факт повышает вероятность  того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившегося понимания себя и своих отношений с другими, будут перенесены в ситуации реальной жизни.

4.     Дополнительная возможность самосовершенствования. Участники группы обмениваются жизненным опытом, своими проблемами и способами их разрешения, учатся на опыте друг друга.

Ограничения групповой психотерапии:

1. Не все люди могут эффективно решать свои проблемы в группе и мешают это делать другим членам группы.

2.  Конформность поведения участников группы.

3. Некоторые групповые нормы, необходимые для эффективной работы группы, могут создавать иллюзию, что в реальной жизни возможно ровно то же самое. Однако в повседневной жизни они более желанны, чем реальны. Таким образом, группа может стать для некоторых участников безопасной нишей, человек начинает жить в группе, ничего не меняя в своей реальной жизни.

Психотерапевтическое воздействие группы.

 

Спустя три десятилетия I.D.Yalom, обобщив свои собственные исследования и исследования дру­гих авторов, выделил 11 основных терапевтических факторов.

 

1. Поощрение надежды. Чем больше человек надеется на помощь, тем лучше результат психотерапии.

 

2. Универсальность. Терапевту важно сходство проблем участников группы. Является одним из ценных факторов.

 

3. Информирование. Призыв к обмену информацией участников группы.

 

4. Альтруизм. Оказание поддержки, утешение друг друга. Участники группы могут дать многое друг другу: поддержку, внушение, успокоение, понимание, чувства.

 

5. Коррекция опыта первичной семьи. Группа ассоциируется с семьей, коррегирование опыта принесенного из первичной семьи повышает гибкость и осознанность поведения участников.

 

6. Совершенствование социальных навыков. Происходит межличностное научение. Развиваются навыки общения.

 

7. Имитационное поведение. Проявляется тогда, когда участники обмениваются опытом, когда имитируется позитивное поведение участников группы или терапевта, при этом усматривается подходящая модель для изменения поведения.

 

8. Сплоченность группы. Обеспечивает эмоциональную связь и стабильность группы.

 

1.                      Катарсис - процесс острого или длящегося негативного переживания, в своей верхней точке превращающийся в позитивное переживание. Кипение переживаний, превращающее темные, трудные и больные переживания в переживания чистые, светлые и благородные.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ГРУППОВОГО ТЕРАПЕВТА

T.Gordon  охарактеризовал несколько установок группового терапевта.

Хорошему терапевту группа необходима для реализации целей ее участников, а не для самоутверждения. Ответственность за определение целей, за решения, оказывающие влияние на участников, за принятие норм и правил, регулирующих жизнь группы, возлагается на саму группу. Терапевт должен скорее служить группе, а не указывать, что ей делать, в каком направлении идти и чего достигать. Терапевт группы, безусловно, уважает каждого участника. Он способен в каждом увидеть что-то ценное, независимо от характера проблем, социального статуса, профессии, личности, внешности и пр.

Смелость. Она, безусловно, необходима, чтобы сесть в круг с 8-10 незнакомыми людьми в надежде объединить их в группу, которая помогла бы узнать, как эффективнее устроить свою жизнь, решать проблемы, преодолевать кризисы. В чем проявляется смелость терапевта группы? Способность позволять себе ошибаться, быть уязвимым; признание своего несовершенства; способность противостоять участникам группы, когда того требует ситуация; умение принимать решения и вести себя, руководствуясь своим знанием, верой, интуицией, мировоззрением; способность быть прямым и честным с участниками группы, т.е. отказ от манипулирования ими, "игр" с ними, обмана во имя мнимых психотерапевтических целей; умение открыто говорить о том, что происходит в группе и какие могут быть последствия происходящего.

Быть примером для участников группы. Наилучший способ обучения в группе - быть самому таким, каким хотелось бы видеть каждого участника группы. Желая побудить участников к изменению и совершенствованию, терапевт прежде всего сам должен постоянно совершенствоваться. Побуждая участников к искреннему самоанализу, терапевт сам должен обладать достаточным мужеством, чтобы постоянно заглядывать внутрь себя.

Эмоциональное участие в группе. Это означает участие терапевта группы в сомнениях, страхах, боли, радости участников. Для этого он обязан пережить в своих чувствах течение жизни группы, уметь разбираться в этих чувствах и точно отражать их участникам группы. Поэтому терапевт должен приходить в группу отрешенным от забот повседневности.

Открытость. Это многоплановая черта эффективно работающего терапевта группы, охватывающая открытость самому себе, другим участникам группы, новому опыту и различным стилям жизни и ценностям. Терапевт должен не только выражать свои чувства в группе, но также открыто реагировать и на участников. Не обязательно раскрываться до конца, выставляя перед группой напоказ все стороны своей личной жизни, но важно дать участникам почувствовать себя живым человеком.

Умение принимать агрессию. Трудно хорошо выполнять функции терапевта группы, не чувствуя себя в безопасности на своем месте, будучи слишком чувствительным к критическим замечаниям или чересчур зависимым от оценок, поддержки участников группы. В жизни группы есть масса ситуаций, когда терапевта могут обвинить, выразить неудовлетворенность им или агрессивно отреагировать - его могут обвинить в том, что недостаточно заботится об участниках, что заботится только о некоторых из них, что слишком регулирует ход работы в группе или, наоборот, недостаточно делает это и т.д. Поэтому терапевт группы должен уметь правильно реагировать на критику участников и их враждебные реакции.

Личная сила. Это способность терапевта направлять поведение участников в нужное русло. Это не означает доминирования или умения манипулировать участниками группы. Сила личности терапевта означает, что он знает, кем он является и чего он хочет. Такая уверенность в себе связана с его искренностью и открытостью - сильным человеком является тот, который не боится анализировать себя, находить в себе не всегда приятные вещи, наконец, который может показать себя другим таковым, каков он есть. Личная сила терапевта группы соответствует ожиданиям участников - они хотят видеть его сильным.

Стремление к новому опыту. Личность терапевта зависит от его соприкосновения с разнообразием жизни. Узкий диапазон жизненного опыта терапевта группы ограничивает возможность понимания психологического мира большинства участников. Если терапевт живет слишком уютной, одномерной жизнью, ему будет трудно понять многомерность жизни большинства клиентов, драмы и боль их жизненных выборов. Конечно, терапевт группы не обязан пережить и испытать всевозможные трудности, но важно обладать опытом переживания как можно более широкой палитры чувств.

Чувство юмора. Умение увидеть смешные стороны даже в очень трудных и сложных ситуациях, вообще умение смеяться тогда, когда трудно, психотерапевтически бесценно. В сложных, кризисных ситуациях в группе смех может уменьшить напряжение, помочь решать проблемы парадоксальными способами. Терапевт группы, и вообще психотерапевт без чувства юмора должен серьезно подумать об обоснованности своего профессионального выбора.

Находчивость. При продолжительной работе с группами возникает угроза повторения, стереотипности, монотонности. Терапевт группы нуждается в спонтанной креативности, которая могла бы помочь находить выход в уникальных и затруднительных ситуациях, возникающих в жизни психотерапевтических групп, а также искать и находить новые пути в повседневной работе группы.

Самопознание. Оно существенно для психотерапевта и охватывает познание своих целей, идентичности, мотивов, потребностей, сильных и слабых сторон, чувств, проблем, ценностей. Многие исследователи подчеркивают, что недостаточно знающий себя терапевт группы не только неэффективен, но и опасен. Когда терапевт испытывает сильные чувства в группе, он должен решить, насколько они вызваны событиями в группе и насколько связаны с происходящим в его личной жизни. Если терапевт мало разбирается в себе, он не может правильно разрешить эту задачу, поэтому его оценки могут дезинформировать участников группы.

ПОДГОТОВКА И КВАЛИФИКАЦИЯ ТЕРАПЕВТА ГРУППЫ

Общий стандарт профессиональной подготовки группового терапевта требует троякой компетенции (M.S.Corey, G.Corey, ): знаний (теоретических и о самом себе); навыков; клинического опыта.

Если говорить конкретнее, квалифицированный групповой терапевт должен (A.Fenster, J.Colah): пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии; иметь личный опыт участия в психотерапевтических группах; иметь опыт наблюдения (непосредственно или в видеозаписи) за работой групп под руководством опытных специалистов; иметь опыт участия в тренинговых группах; иметь опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией.

Знания терапевта группы

Он обязан знать:

1.                  Психологию развития, личности и групп, основы психопатологии и психиатрии.

2.                  Основные теории групповой психотерапии, используемые в них понятия и взаиморазличия; терапевт группы также должен постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии.

3.                  Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими. Терапевт также должен быть знаком и с особенностями индивидуальной психодинамики и индивидуальной психотерапии, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, терапевт может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс. Желательно, чтобы терапевт группы имел навыки и опыт индивидуальной работы с клиентами.

4.                  Основные задачи терапевта на различных этапах развития группы.

5.                  Требования профессиональной этики к психотерапевтической работе вообще и конкретно к работе с группами. Терапевт должен реально оценивать преимущества и ограничения групповой работы и применять групповую психотерапию только в тех случаях, когда она наиболее подходит к клиентам.

6.                  Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции терапевта и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности и мировоззрения.

Навыки группового терапевта

Групповой терапевт прежде всего должен уметь:

1.                  Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психотерапия, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами терапевт собирается достичь этих целей.

2.                  Оценить пригодность участников для работы в психотерапевтической группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать психотерапевтически потенциальную группу.

3.                  Выбрать ко-терапевта и эффективно с ним работать.

4.                  Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников, их потенциальные возможности.

5.                  Быть примером продуктивного участия в работе группы.

6.                  Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.

7.                  Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.

8.                  Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.

9.                  Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.

10.              Объективно оценить самому и помочь участникам оценить достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.

Клинический опыт группового терапевта

Навыки групповой работы приобретаются в процессе практической деятельности. Итак, будущему терапевту необходима последовательная практическая тренировка в работе с группами. Можно выделить несколько этапов приобретения опыта в работе с психотерапевтическими группами.

1.                  Непосредственное наблюдение за работой психотерапевтических групп и просмотр их видеозаписей.

2.                  Участие в тренинговых группах.

3.                  Практическая работа под супервизией. Здесь возможны разные варианты - общая работа со специалистами, выполняющими супервизию, самостоятельная работа с ко-терапевтом или без него и т.п. Основной элемент этого опыта - квалифицированная супервизия.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ С ГРУППОЙ

Попытка вести психотерапевтическую группу без каких-либо теоретических предпосылок подобна полету без маршрута. Теория нужна не для строгого установления структуры работы группы или для указания терапевту, что делать в каждой ситуации жизни группы. Она нужна для того, чтобы предоставить некую рамку работе группы, чтобы помочь терапевту увидеть, что скрывается за внешними событиями в группе. Иначе говоря, теория и является картой для группового терапевта, помогающей ему начертить более или менее ясный маршрут движения группы и прогнозировать возможные результаты психотерапевтического воздействия.

Однако тем самым хотелось бы подчеркнуть, что теоретические симпатии терапевта группы бывают тесно связаны с его личностью. С другой стороны, как развитие личности, так и выбор более всего соответствующей ей теории является процессом. Поэтому трудно ожидать, чтобы начинающий терапевт группы обладал достаточно определенной теоретической моделью своей работы. Это возможно лишь при довольно большой практике работы с группами, так как теоретическая основа создается при постоянном анализе и обобщении своего опыта.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ГРУППОВОГО ТЕРАПЕВТА

Система профессиональных навыков в сочетании с личностью терапевта составляет суть настоящего профессионализма.

Микронавыки

Они "пришли" в групповую психотерапию из индивидуальной работы и предназначены для создания сплоченности группы.

1.                  Активное слушание. Слушание другого человека зависит от наших установок. Слушая участников группы, терапевт должен хотеть понять, как они видят мир и конкретные ситуации в нем.

2.                  Переформулировка утверждений. Это повторение терапевтом своими словами утверждения участника группы без искажения его мысли с целью удостовериться, правильно ли терапевт понимает его слова.

3.                  Объяснение. Выделение сути высказывания участника группы посредством упрощения этого высказывания.

4.                  Обобщение. Связывание отдельных моментов межличностного взаимодействия и отдельных элементов работы группы. Оно придает направление работе группы, делает ее более последовательной.

5.                  Вопросы. Прежде всего имеются в виду открытые вопросы, побуждающие к самоанализу. С их помощью можно поощрять дальнейшую беседу, получать информацию, стимулировать мышление.

6.                   Интерпретация. С ее помощью терапевт группы объясняет поведение, чувства и мысли участников, их взаимосвязи. Интерпретация побуждает участников к более глубокому самоанализу, предоставляет им новую перспективу понимания своего поведения.

7.                  Конфронтация. Это побуждение участников обратить внимание на противоречия в их словах и действиях, между отдельными утверждениями, на несовпадение вербального и невербального поведения.

8.                  Отражение чувств. Это раскрытие содержания чувств участникам. Оно позволяет участникам группы знать, что терапевт услышал их и понял то, что скрыто за словами.

9.                  Оказание поддержки. Оно означает ободрение участников группы, что помогает создавать безопасную атмосферу в группе, поощряет доверие.

10.              Эмпатия. Это отождествление с участниками группы, способность увидеть события через призму их субъективного мира. Оно стимулирует сплоченность группы, показывает усилия терапевта понять участников.

11.              Фасилитация. Это поощрение открытого общения в группе, помощь участникам в постепенном возлагании на себя все большей ответственности за ход работы в группе. Терапевт помогает участникам открыто выражать свои ожидания и страхи, создает атмосферу взаимного доверия, в которой оказывается поддержка участникам, пытающимся меняться или открывающим свои глубокие проблемы.

12.              Выдвижение целей. Формулировка конкретных целей группы и помощь участникам в определении конкретных личных целей.

13.              Оценка. Это постоянная оценка происходящего группового процесса и индивидуальной динамики участников. После каждой встречи группы следует оценить, что произошло с отдельными участниками и между ними, что должно происходить во время следующей встречи.

14.              Реагирование (обратная связь). Терапевт группы обязан конкретно и откровенно реагировать на поступки, чувства, высказанные мысли участников.

15.              Информирование. Это умение вовремя предоставить участникам группы нужные знания или дать советы, помогающие найти альтернативные способы поведения.

16.              Предохранение. Это защита участников от ненужного психологического риска в работе группы, удерживание от необдуманных поступков, слишком глубокого самораскрытия, когда другие участники группы не готовы к достаточному пониманию.

17.              Самораскрытие. Открытое эмоциональное реагирование терапевта группы на "здесь и теперь" происходящие события.

18.              Моделирование. Демонстрация терапевтом своими действиями желательного поведения в группе.

19.              Использование пауз молчания. Возникающие по инициативе терапевта паузы молчания помогают участникам сконцентрироваться, глубже пережить эмоционально интенсивные события в группе, лучше разобраться в себе и в групповом процессе.

20.              Блокирование. Это остановка непродуктивного поведения в группе, например, постоянного спрашивания, болтовни, вмешательства в личную жизнь других участников, непродуктивных пауз и т.п.

21.               Завершение. Это помощь участникам группы в завершении отдельной встречи или всего курса групповой психотерапии.

Правильное выражение чувств

Терапевт должен быть искренним, но выражать свои чувства обдуманно. Его чувства, как и любые другие действия, воспринимаются в группе как более значимые, по сравнению с действиями других ее участников. Особенно осторожно следует выражать интенсивные чувства - злость и симпатию по отношению к участникам группы, так как именно эти его чувства в глазах участников группы имеют больший вес, чем аналогичные чувства участников.

Навыки невербального общения

СТИЛЬ РАБОТЫ ГРУППОВОГО ТЕРАПЕВТА

При обзоре различных стилей работы групповых терапевтов мы будем опираться на исследование, выполненное I.D.Yalom и M.A.Lieberman

1.                  "Агрессивный лидер". Это терапевт, навязывающий свое мнение, склонный к конфронтации, требовательный, но в то же время проявляющий заботу об участниках группы. Свои психотерапевтические усилия он сосредоточивает на решении проблем отдельных участников, а не группы в целом. Участнику предоставляется определенная схема для понимания себя и мира. Терапевт этого типа является авторитарным, единовластным руководителем группы. Вместе с тем он не избегает открываться перед участниками группы. Это лидер харизматического типа. К этому типу были отнесены терапевты групп гештальттерапии, психодрамы, роста личности.

2.                  "Любящий лидер". Это заботливый терапевт, принимающий во внимание потребности участников группы. Он дает участникам не только свою любовь, но и нужную информацию о том, как изменить себя, решать свои проблемы. Это "мудрый и заботливый отец". К этому типу были отнесены терапевты Т-групп, марафонов, трансакционного анализа.

3.                  "Социальный инженер". Он больше руководит работой группы как целого. Индивидуальные потребности участников, их межличностные отношения у него на втором плане. Терапевт этого типа редко противостоит группе, не слишком требователен; участниками оценивается как неавторитарный лидер. К этой категории были отнесены терапевты Т-групп, групп "встреч" и психодрамы.

4.                  "Невмешивающийся лидер". Он малоактивен, никогда не бывает в состоянии конфронтации с группой, ничего не требует от участников, не помогает им, вообще склонен держаться на большом расстоянии от участников. Терапевт этого типа участвует в действиях группы номинально. К этой категории были отнесены терапевты психоаналитических групп и трансакционного анализа.

5.                  "Холодный и агрессивный лидер". Он менее агрессивен, чем терапевт первого типа, и отличается от него тем, что старается не оказывать влияния на ход работы группы, участникам оказывает минимальную помощь. В центре внимания терапевта этого типа - групповой процесс как целое. К этой категории были отнесены терапевты групп роста личности.

6.                  "Техник". Он предлагает группе множество разнообразных групповых упражнений и игр, постоянно контролирует ход работы группы и является авторитарным. К этой категории были отнесены терапевты групп роста личности.

ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУППАХ

Перенос - это происходящий в подсознании процесс, при котором участники группы проецируют на терапевта чувства или установки, испытанные в прошлом, по отношению к значимым людям.

Контрперенос означает чувства терапевта, вызываемые участниками; эти чувства обычно бывают связаны с нерешенными и неосознанными проблемами взаимоотношений из прошлого терапевта (G.Corey, 1990).

САМОРАСКРЫТИЕ ТЕРАПЕВТА В ГРУППЕ

Групповой терапевт должен делиться с участниками не своими проблемами, личными интимными переживаниями, а чувствами, возникающими в ситуациях в процессе групповой работы. Простые и откровенные ответы на личные вопросы (есть дети, супруг и подобное) являются примером правильного самораскрытия терапевта.

Психотерапевт должен иметь возможность жить как свободный человек, могущий сохранить свою жизнь для себя и не превращать ее в объект психотерапевтических манипуляций.

Итак, самораскрытие группового терапевта прежде всего должно служить целям участников. Оно не должно направлять внимания от участников к личности терапевта.

ОТБОР УЧАСТНИКОВ

Эффективная психотерапевтическая группа начинается с правильного отбора участников. Неудачно составленная группа может так никогда и не стать психотерапевтически продуктивной.

Отбор в психотерапевтическую группу всегда является двусторонним процессом, поскольку участие определяется и выбором самого клиента и решением терапевта. Последний обязан хотя бы полчаса побеседовать с каждым претендентом на участие в группе. Во время этого разговора в первую очередь важно помочь им разобраться, насколько и каким образом психотерапевтическая группа может способствовать решению их жизненных проблем, а также оценить пригодность каждого участника будущей группы. Таким образом, главный вопрос на данном этапе организации группы - каких клиентов включить в группу и от каких отказаться.

По мнению I.D.Yalom, главным критерием отбора в амбулаторную психотерапевтическую группу, работа которой основана на межличностной динамике, является желание самого претендента.

Другой важный критерий - проблемы межличностного характера, напр., одиночество, изоляция, застенчивость, неумение завязывать и поддерживать близкие отношения, склонность к конкуренции, агрессивность, мнительность, трудности в отношениях с авторитетами, эгоизм, неуверенность в себе, зависимость от других, а также экзистенциальные проблемы - чувство бессмысленности жизни, переживание утраты, тревога, неудовлетворенность жизнью, трудоголизм (навязчивое желание работать), страх смерти и т.п.

S.Vinogradova и I.D.Yalom выделяют несколько элементарных критериев отбора в психотерапевтическую труппу: Способность справляться с групповыми заданиями, Мотивация к психотерапии, Соответствие личных проблем целям группы, Возможность постоянно посещать занятия и работать в группе до ее окончания.

По мнению I.D.Yalom, в психотерапевтическую группу не подходят: Люди с повреждениями мозга, Паранойяльные личности, Ипохондрические личности, Истерические личности, Аутистические личности, Социопатические (асоциальные) личности, Психически больные люди, Алкоголики и наркоманы, Неизлечимые соматические больные, Люди, находящиеся в остром ситуативном кризисе и имеющие суицидальные мысли или намерения, Люди, не имеющие возможности постоянно посещать групповые занятия, Люди, неприятные для терапевта.

Критерии, предъявляемые S.Vinogradov и I.D.Yalom, несколько иные: Предыдущие неудачи в психотерапевтических группах, Недостаток мотивации к участию в группе, Использование группы для поиска социальных контактов, Нереалистичные ожидания, Признаки маниакального и паранойяльного поведения, Большая вероятность оказаться в роли "козла отпущения", Выраженная несовместимость с другими (одним или несколькими) участниками группы, Неспособность следовать групповым нормам и выполнять групповые задания.

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ

При отборе участников больше внимания следует уделять их мотивам, проблемам, целям, ожиданиям, начальному контакту с психотерапевтом, а при составлении группы - межличностным факторам: демографическому составу группы (по возрасту, полу), потенциальной совместимости участников, т.е. степени гомогенности и смешанности (гетерогенности) группы.

Основной вопрос при составлении психотерапевтической группы - в какой степени и по каким признакам она будет гомогенной или смешанной. Считается, что группы с гомогенным составом участников больше подходят для решения конкретных, специфических проблем, а смешанные группы- для решения межличностных проблем, роста личности.

Сходство проблем позволяет более открыто и глубоко обсуждать актуальные темы. Поэтому в последнее время широко распространяются гомогенные группы для людей со специфическими потребностями. Такие группы могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. В них выше уровень сплоченности, участники больше поддерживают друг друга, меньше конфликтов, лучше посещаемость и результативность.

С другой стороны, в гомогенных группах общение бывает более поверхностным, в них редко достигается более глубокое межличностное научение. Глубокие изменения личности в них менее вероятны.

Когда речь идет о смешанной группе, следует учитывать и совместимость участников. Нежелательно участие в одной группе лиц, имеющих служебные (в особенности руководство - подчинение) и иные связи, поскольку особенности их межличностных отношений могут оказать негативное влияние на динамику психотерапевтической группы.

При составлении группы не следует чрезмерно упрощать требования, так как в группу могут попасть люди, работа с которыми будет пустой тратой времени для них самих и терапевта. С другой стороны, нельзя предъявлять и слишком высокие требования, отвергая тех, кто потенциально мог бы извлечь пользу от участия в группе. По мнению J.Melnick и М.Woods, при составлении группы следует придерживаться модели "поддержка плюс конфронтация", согласно которой необходимо:

1.                  избегать включения в группу участников, сильно различающихся по возрасту, так как они могут покинуть группу или стать "отвергнутыми";

2.                  поддерживать равновесие между конфликтностью группы и способностью участников к приспособлению;

3.                  отбирать достаточно разных людей, которые являли бы пример разнообразного поведения и способов решения личных проблем.

D.S.Whitaker и M.A.Lieberman утверждают, что при составлении психотерапевтической группы следует добиваться максимальной гетерогенности по конфликтам участников и способам их решения и максимальной гомогенности по степени уязвимости участников и их способности выносить тревогу.

МЕСТО и УСЛОВИЯ РАБОТЫ

Место работы оказывает влияние на атмосферу в группе, поэтому оно должно быть уютным и удобным. Комната, в которой происходят встречи группы, не должна быть очень большой, но в ней должно быть место для движения и выполнения каких-нибудь групповых упражнений. В ней не должно быть ничего отвлекающего внимание. Пол комнаты может быть покрыт ковром, так как мягкое покрытие потощает звуки и увеличивает чувство близости в группе. Ковер обладает психологически успокаивающим воздействием. В рабочей комнате группы должна существовать возможность регулировать освещение по ситуативным потребностям, слушать музыку, поскольку ее использование в группе может быть особенно ценным. Помещение, в котором проходят занятия, должно быть звуконепроницаемым, чтобы участники могли быть уверены, что никто не сможет подслушать того, что происходит в группе.

Важно, как сидят участники группы. Обычно группа сидит кругом, чтобы участники могли хорошо видеть друг друга. Если не придерживаться принципа круга, когда некоторые участники, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то нарушается сеть межличностных взаимодействий. Сидеть должно быть удобно, но не слишком. Чем больше комфорт, тем меньше внимательность у участников группы. Поэтому лучше всего сидеть на простых стульях, которые легко переставлять, а не в мягких креслах.

A.L.Kadis обсудили вопрос об оптимальном времени групповых занятий, указав, какое время меньше всего подходит для работы: непосредственно перед обедом; непосредственно после обеда; вечер - из-за усталости участников.

ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА

В открытой группе допускается постоянное изменение состава участников - когда одни уходят, их место занимают другие. Открытая группа может действовать неограниченное время. В течение ее работы может поменяться даже терапевт, хотя ориентация и цели группы остаются прежними. M.Henry выделяет 3 типа открытых групп.

1.                  Изменение состава участников с возможным количественным изменением группы.

2.                  Сохранение величины группы - ушедшие участники заменяются новыми.

3.                  "Реформированная" группа, в которой после завершения работы некоторые участники остаются для продолжения терапии и к ним добавляются новые участники. Это вариант полуоткрытой-полузакрытой группы.

Открытая группа позволяет участникам встретиться с большим количеством разных людей. Но в этом заключается и ограниченность групп такого типа. В постоянно изменяющейся группе трудно поддерживать взаимодоверие и сплачивать группу, поэтому психотерапевтическая работа может быть поверхностной.

В закрытой группе состав участников не меняется, а когда некоторые из них покидают группу, новые участники не принимаются. Продолжительность работы закрытой группы ограничена. Стабильность состава позволяет гарантировать большую сплоченность группы и более глубокое межличностное взаимодействие.

РАЗМЕР

Размер группы зависит от нескольких факторов: ее типа, возраста участников, опыта терапевта. Например, оптимальная величина детской группы - 3-4, подростковой - 6-8 участников. Психотерапевтическая группа чаще всего состоит из 5-10 участников. Обучающая и тренинговая группа, в которой сочетаются межличностная динамика и цели обучения, может быть больше - до 15 участников. Собрание терапевтической общины охватывает 15-40 участников, как правило, все отделения с персоналом.

Как уже упоминалось, оптимальная величина психотерапевтической группы - 5-10 участников. В такой группе возможно оптимальное общение, трудно сохранять позицию наблюдателя, меньше вероятность возникновения подгрупп.

ЧАСТОТА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВСТРЕЧ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Частота встреч группы может варьироваться от 1 до 5 в неделю. Психотерапевтическая группа, работающая в дневном, вечернем или обычном стационаре, как правило, встречается 3-5 раз в неделю, а амбулаторная длительная группа, основанная на межличностной динамике, - 1-2 раза в неделю. При двухразовых встречах в неделю значительно повышается интенсивность и продуктивность работы, появляется чувство непрерывности процесса работы. Нежелательно встречаться реже одного раза в неделю, так как при увеличении промежутка между встречами становится трудно сконцентрироваться на работе "здесь и сейчас", участники склонны решать в группе принесенные с собой ситуативные проблемы.

Оптимальная продолжительность встречи психотерапевтической группы - 1,5-2 часа. Более продолжительная встреча вызывает усталость как у участников, так и у терапевта, в результате чего снижается эффективность работы. Короткая встреча не позволяет развиться дискуссиям и обсуждению проблем.

Встреча группы трудных пациентов должна быть короче (45-60 минут), чтобы сохранялась внимательность участников и не возникало чрезмерного напряжения.

ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

Общая продолжительность работы группы должна быть установлена изначально, чтобы участники имели представление, каким временем они располагают для реализации своих целей в группе.

Продолжительность групповой психотерапии зависит от целей группы, частоты и продолжительности встреч. Например, продолжительность работы стационарной психотерапевтической группы ограничена временем госпитализации, некоторые группы могут состоять только из одной встречи, например, в случаях кризисной помощи. Для достаточной эффективности амбулаторная, опирающаяся на межличностную динамику группа, ставящая перед собой цель изменить личность, состоящая из 7-8 участников и собирающаяся 1 раз в неделю на 2 часа, должна работать 1-2 года. Ее общая продолжительность должна быть не менее 120-140 часов, хотя это зависит от проблем участников и их активности.

Продолжительность краткосрочных психотерапевтических групп - 15-25 встреч. Краткосрочные психотерапевтические группы являются самыми эффективными в том случае, если в них ставятся конкретные и достижимые цели.

ОПЛАТА УЧАСТИЯ

Некоторые терапевты предлагают платить за каждую встречу, не взимая платы в тех случаях, когда участник отсутствует по уважительной причине и заранее сообщает об этом. Другие берут плату за месяц вперед или за прошедший месяц в его конце. В этих случаях зачастую не учитывается характер причин отсутствия участника - он должен оплачивать и пропущенные занятия. Важно также понять, что участник платит не за свой приход, а за работу терапевта, которая не прекращается и в его отсутствие.

Величина оплаты зависит от многих обстоятельств и более всего от общего уровня цен, в том числе и за психотерапевтические услуги, и платежеспособности клиентов. Принято, что участник за час работы в группе должен платить от трети до половины платы за час индивидуальной психотерапии. По мнению одних терапевтов, все участники должны платить одинаково, другие предлагают вариант, когда каждый участник платит исходя из своих возможностей. В последнем случае индивидуальная величина оплаты оговаривается с каждым участником.

Чувства участников, вызванные в связи с оплатой участия в группе, а также с разницей в величине оплаты, должны открыто обсуждаться в группе. Хотя иногда и рекомендуют не обсуждать в группе вопрос льготной оплаты, так как это конфиденциальная информация, вряд ли это имеет смысл, поскольку участники все равно обмениваются подобной информацией. Если возникает вопрос задолженности участника, ее причины лучше обсуждать индивидуально с ним, но об этом можно сказать и в группе, так как задолженность может рассматриваться как нарушение психотерапевтического контракта.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

Эта встреча называется предварительной потому, что главная ее задача - заранее ознакомить участников с групповой психотерапией и подготовить их к работе в группе, к роли участника группы. Это помогает формировать реалистичные ожидания участников, которые бы способствовали эффективной работе группы. Во время предварительной встречи терапевт знакомит участников с основными моментами работы группы, особенно подчеркивая ответственность самих участников за использование возможностей, предоставляемых группой. На этой встрече участники впервые собираются вместе и имеют возможность оценить группу как целое. Это помогает окончательно решить, участвовать в ней или нет. Этой встречей заканчивается организационный этап группы. Если подобная предварительная встреча не проводится, ее заменяет первая встреча группы.

Основными задачами предварительной встречи являются:

1.                  Объяснение основных принципов групповой психотерапии.

2.                  Объяснение целей группы и определение индивидуальных целей участников.

3.                  Знакомство участников с методами работы и способами поведения в группе, благодаря которым они могли бы получить максимальную пользу от занятий.

4.                  Знакомство участников с возможными неприятными сторонами работы в группе, а также со способами уменьшения или устранения психологического риска.

5.                  Знакомство участников с основными правилами работы группы.

6.                  Выяснение и обсуждение ожиданий, фантазий, надежд, страхов участников, связанных с участием в работе группы.

Первая обязанность терапевта - ознакомить участников с процессом групповой терапии.

Участников предупреждают, что в начале работы все испытывают большое напряжение, тревогу, неудовлетворенность. Это свойственно процессу психотерапии, поэтому не следует спешить покидать группуНа предварительной встрече обсуждается время, место, продолжительность, частота встреч, а также общая продолжительность работы группы. Терапевт должен представиться участникам, указывая свое образование, квалификацию. Участников также знакомят с условиями и величиной оплаты. Во время предварительной встречи терапевт знакомит участников с правилами, выполнение которых желательно.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Первая встреча психотерапевтической группы

С самого начала первой встречи терапевт должен заботиться о создании атмосферы взаимного доверия в группе. Этому способствует и его инициатива начать разговор в группе. В начале первой встречи происходит знакомство участников, во время которого можно "обменяться" своими чувствами

После завершения знакомства терапевт должен напомнить участникам основные требования и правила, особо подчеркивая, что в группе очень важно говорить о своих чувствах и пытаться понять свои поступки, что не обязательно раскрываться полностью, высказывать, что каждый чувствует и думает, однако важно как можно больше говорить о себе и от своего имени.

Особенности начальной стадии работы группы и задачи терапевта

Начальная стадия - это время, чтобы осмотреться и сориентироваться в группе, - участники пытаются разобраться в работе психотерапевтической группы, уточняют свои ожидания и цели, пробуют найти свое место в группе. В начале работы группы они решают две основные проблемы - как достигнуть своих целей в группе и как завязать отношения и общаться с другими участниками.

Неопределенность ситуации делает общение на начальной стадии работы группы стереотипным, участники склонны демонстрировать свое социальное "Я". На начальной стадии работы группы межличностное общение более формально из-за тревоги и разных опасений участников. Неопределенность в начале работы группы вызывает негативные чувства участников.

Итак, в начале работы группы большинство участников ответственность за ход группового процесса и его контроль склонны возложить на терапевта.

На начальной стадии группы лидируют более агрессивные и беспокойные участники. Когда на первых встречах появляется доброволец, желающий поговорить о своих трудностях, другие участники начинают активно их обсуждать, решать, щедро раздавать советы.

На начальной стадии работы группы довольно много говорится о людях и ситуациях вне группы. Хотя участникам это может показаться важным, однако этим они скорее стремятся избежать разговора о себе и своих проблемах.

Обобщая, можно сформулировать следующие основные цели терапевта на начальной стадии работы группы: поощрять формирование терапевтических норм группы, учить участников ориентироваться в групповом процессе, создавать безопасную, основанную на взаимном доверии атмосферу; определить общие цели группы; помочь участникам установить индивидуальные конкретные цели работы в группе; поощрять участие всех в дискуссиях; уменьшать зависимость участников от терапевта; делиться с ними ответственностью за группу; структурировать работу группы; преодолевать сопротивление участников работе.

Установление общих и индивидуальных целей

Каждая психотерапевтическая группа имеет общие цели, которые зависят от ее характера, продолжительности, содержания (например, решение межличностных проблем или преодоление кризиса, вызванного утратой, и др.). Цели могут быть самыми разными, однако в каждом конкретном случае должны быть ясно сформулированы. Они определяют и критерии отбора участников.

Каждый участник общие цели должен "перевести на язык своей жизни", т.е. на их основе точно и ясно сформулировать свои личные цели участия в группе. Они обычно не бывают окончательными и неизменными: в ходе работы группы могут возникнуть дополнительные цели. Иначе говоря, формулирование индивидуальных целей участников происходит во время всей работы группы, хотя на начальном этапе этому уделяется намного больше внимания. Помогать участникам группы в выяснении и формулировании своих личных целей можно по-разному. Один из лучших способов - заключение психотерапевтического контракта.

Создание атмосферы взаимодоверия

На начальном этапе работы группы у участников очень часто появляются неуверенность в себе, недоверие к другим участникам, а также к терапевту. Было бы ошибочно думать, что за атмосферу доверия в группе отвечает только терапевт. Доверие к группе - это решение самих участников. Если у них не слишком большое желание работать, если они не хотят делиться важными и глубокими переживаниями и чувствами, если просто ждут, пока "возникнет доверие" (или кто-либо его "принесет"), трудно надеяться, что оно появится в группе.

Терапевт должен оказывать воздействие своим примером, открыто и искренне общаясь, высказывая свое мнение, не скрывая своих чувств, показывая этим, что группа является достаточно безопасным местом для открытого общения. Для создания доверительных отношений в группе очень важно обсудить, что мешает участникам доверять друг другу, каковы их права, постоянно подчеркивать требование конфиденциальности.

Разделение ответственности за работу группы

С самого начала работы группы терапевт должен помочь участникам понять и взять на себя часть ответственности за работу группы и ее результаты. Только при разделении ответственности возможна продуктивная психотерапевтическая группа.

Каждый терапевт должен найти баланс ответственности, приемлемый для себя и психотерапевтический для участников группы. Необходимо руководить психотерапевтической группой, однако важно доверять и участникам, их способности позаботиться о решении своих проблем.

Преодоление сопротивления

На начальном этапе работы группы сопротивление является естественной реакцией участников на неопределенность ситуации в группе, вызывающей напряжение и тревогу.

Сопротивление не является простым нежеланием сотрудничать с терапевтом. Поэтому его следует понимать как часть естественного группового процесса.

В начале работы группы не следует торопиться как можно быстрее преодолеть "полосу" тревоги и страха участников. Значительно продуктивнее последовательное раскрытие, анализ этих чувств, а не поспешное их устранение. Наилучший способ преодолеть сопротивление участников в начале работы группы - это выражение терапевтом своих чувств без обвинения участников. Один из наиболее часто встречающихся "симптомов" сопротивления работе группы на начальном этапе - пропуски встреч и опоздания.

Структурирование работы группы

Понятие структуры означает организацию и порядок. В психотерапевтической группе структурирование отражает усилия терапевта по созданию психотерапевтических возможностей для участников, которые помогли бы им измениться.

Указывают, что отсутствие структуры в начале работы группы усиливает напряжение участников и является одной из причин ухода из группы. Наиболее продуктивными являются те группы, которые сначала бывают сильно структурированными, а позднее структура ослабляется. Структурирование группы во время первых встреч стимулирует ее сплоченность и готовность участников раскрываться и больше реагировать друг на друга. Непосредственные инструкции терапевта в начале работы группы стимулируют ее развитие.

Недостаточное структурирование усиливает тревогу участников и подавляет их спонтанные реакции, мешает сплочению группы, а слишком строгое определение рамок работы группы увеличивает зависимость участников от терапевта. С

Составляющая часть структурирования работы группы - правильное ее начало и окончание. Иногда в начале встречи внимание группы сразу обращается на участника, который первым начинает говорить. Если терапевт поддерживает такую традицию, участники стараются не начинать первыми, не желая оказаться в положении "жертвы". Еще одна частая ошибка - отсутствие "мостика" от предыдущей встречи до настоящей. В этом случае утрачивается чувство преемственности в работе группы.

Реагирование друг на друга в группе (обратная связь)

Понятие "обратная связь" означает любую реакцию участников группы на поведение друг друга. Реагирование друг на друга является формой взаимной помощи, так как помогает человеку оценить, насколько его поведение соответствует намерениям. Реакции других людей также помогают установить свою идентичность, ответить на важнейший вопрос - "кто я?"

Реагирование друг на друга важно на протяжение всей работы группы, однако в начальной стадии терапевт должен прилагать особенно много усилий, чтобы участники научились должным образом реагировать друг на друга.

Существуют различные классификации форм обратной связи. R.L.Bednar и T.J.Kaul выделяют следующие: по валентности - положительные и отрицательные реакции; по содержанию - характеризующие поведение другого человека и характеризующие свои чувства по отношению к другому или к ситуации; по источнику - публичные или анонимные; по времени - реакции "здесь и теперь" или "там и тогда".

R.Naar выделяет несколько иные формы обратной связи: Выражение положительных чувств, симпатии, Советы, Интерпретация, Конфронтация (выражение отрицательных чувств), Раскрытие.

Обратная связь должна быть: Всегда, Конкретной, Прямой, Всякой, т.е. должно быть высказано то, что нравится, и то, что не нравится в поведении другого человека, Соответствующей как своим потребностям, так и потребностям другого, на кого направлена реакция, Практичной, Своевременной, Ясной и понятной человеку, на которого она направлена; Точной.

Нормы группы

Работа психотерапевтической группы не может быть эффективной, если нет договоренности по важнейшим вопросам ее функционирования. Нормы группы как раз и являются такой договоренностью, которая поддерживается всеми участниками, - что нужно и чего нельзя делать во время работы группы. Это основа контроля в группе. Когда участники видят смысл этих правил в жизни группы и начинают, считать их нормами своего поведения, это становится важным психотерапевтическим и сплачивающим группу фактором.

Нормы группы формируются в начальной стадии ее работы на основании ожиданий участников и оценок терапевта. Терапевт может двояко влиять на формирование норм группы:

1.                  устанавливая правила работы группы и поддерживая или подавляя определенное поведение участников группы;

2.                  собственным примером.

Можно выделить следующие основные нормы психотерапевтической группы (I.D.Yalom):

1.                  Регулярное посещение занятий группы без пропусков и опозданий.

2.                  Активное участие в работе группы, постоянное реагирование на участников.

3.                  Отдача предпочтения чувствам и их раскрытию, а не интеллектуальному обсуждению проблем.

4.                  Ориентация на обсуждение личных и межличностных проблем, возникающих в процессе работы группы, на разрешение конфликтов, на непосредственное реагирование на постоянно меняющиеся ситуации в группе.

5.                  Оказание постоянной психотерапевтической поддержки другим участникам группы.

6.                  Принятие на себя ответственности за работу группы. Если этого нет, участники будут пассивными и зависимыми от терапевта.

7.                  Высказывания о себе и от своего имени.

Прием новых участников в работающую психотерапевтическую группу

Успех включения в группу новых участников зависит от того, в какое время это происходит. Неблагоприятное время - конфликтная ситуация в группе. В таком случае группа может отвергнуть нового участника, направив на него свою конфликтную энергию. Самое подходящее время для присоединения нового участника - период застоя в группе. Тогда большинство участников жаждет новых стимулов, и им как раз может стать новый участник.

Задача терапевта - не только подготовить новичка к работе в психотерапевтической группе, но и помочь ему лучше включиться в группу. Приход в любую новую среду усиливает тревогу, поэтому следует позволить вновь прибывшему участнику постепенно включаться в работу группы, побуждать других участников ознакомить его с нормами и правилами работы группы. Лучше принять сразу двух новых участников. В этом случае группа свои претензии и неудовлетворенность должна будет разделить между ними, а два новичка смогут больше поддержать друг друга.

ПЕРЕХОДНАЯ СТАДИЯ

Особенности переходной стадии работы группы и задачи терапевта

Эта стадия означает переход группы к довольно бурному этапу жизни, которому свойственны конфликты, негативные переживания. Из-за этого могут усилиться тревога, страхи, сопротивление работе. Конфликты могут возникнуть как между участниками, так и между ними и терапевтом.

Однако в процессе выяснения взаимоотношений, конфликтов происходит объединение участников группы в психотерапевтически потенциальный сплав, который и называется группой. Это неизбежная фаза жизни группы перед переходом в зрелую стадию работы.

Конфликты между участниками группы

Как и в любых группах людей, в психотерапевтической группе конфликты неизбежны. Именно отсутствие конфликтов свидетельствует о нарушении развития группы.

Хотя конфликты в группе могут возникать по разным причинам, наиболее частая их причина - вопросы контроля и конкуренции на переходной стадии работы.

 4 основных источника конфликтов.

1.                  Дилемма конформизма и автономии (стремление лавировать между подчинением нормам группы и желанием сохранить автономность).

2.                  Сопротивление авторитетам (терапевту).

3.                  Противоречие между желанием быть независимым и неспособностью быть реально независимым.

4.                  Сопротивление изменениям (противоречие между желанием измениться и все оставить так, как есть).

C.Rogers заметил, что первым проявлением значимых чувств в группе чаще всего бывают негативные чувства к другому участнику или терапевту. Они и составляют завязку конфликта в группе. От того, как конфликт выявляется, воспринимается и решается в группе, зависит конструктивность ее дальнейшего развития. Утаивание, подавление конфликтов, попытка загладить их разрушают психотерапевтический процесс в группе. Невыявленные и необсужденные конфликты отражаются в поведении участников - увеличиваются защитные реакции, снижается взаимное доверие, общение становится формальным.

На переходном этапе работы группы особенно важно учить участников открыто говорить о возникающих в группе конфликтах и конструктивно их решать. Целью группы является не разрешение, а решение конфликтов.

Конфликты участников с терапевтом

Конфронтация с терапевтом возможна в течение всей работы группы, но на переходном этапе она возникает чаще всего. На него могут нападать как на профессионала и как на человека.

Непосредственная, открытая конфронтация с терапевтом имеет большое значение для развития психотерапевтической группы. Практически все теоретики психотерапевтических групп согласны с тем, что "борьба с властью" является одним из наиболее важных и существенных аспектов развития группы. Как отмечает B.Levine, разрешение кризиса власти является для участников началом отделения от терапевта и позволяет позднее отделить себя и от других участников группы. Правильное решение конфликтных ситуаций с терапевтом углубляет чувство автономности участников и способствует развитию взаимоотношений. Уменьшение зависимости от терапевта означает, что участники перенимают часть контрольных функций, а тем самым и часть ответственности за развитие группы. Это особенно важный признак зрелости группы.

Конфронтация и конфликты с терапевтом могут быть вызваны разными причинами. I.D.Yalom указывает наиболее часто встречающиеся.

1.                  Возросшее сопротивление участников к самоанализу и самораскрытию в переходной стадии работы группы.

2.                  Неисполнившиеся ожидания участников группы.

3.                  Недостаточное личностное проявление терапевта, когда он остается в рамках профессиональной роли.

4.                  Обвинения в том, что работа группы проходит как-то не так или что терапевт делает что-то не так.

Конфронтация терапевта с участниками выгодна для него еще в одном аспекте. Конфронтируя с ним, участники раскрываются, и он может увидеть новые стороны их личности.

Подгруппы в группе

Подгруппы возникают при объединении участников на основании общих ценностей, установок, интересов, взаимных симпатий, прежних знакомств. Они могут существовать как временные коалиции участников и как постоянно существующие структурные образования.

Возникновение подгрупп стимулирует потребность решения проблем троякого рода: чувство незащищенности, потребность показать силу и "борьба" за сферы влияния в группе.

На переходном этапе работы группы потребность в подгруппах возникает в "борьбе" за распределение сфер влияния в группе и при конфронтации с терапевтом. Возникновению подгрупп также способствует авторитарный стиль руководства группой. Не имея возможности выразить негативные чувства непосредственно терапевту, участники объединяются в подгруппы.

Подгруппы обычно сплачиваются вокруг доминирующих и обладающих большим авторитетом участников

Чаще всего наделяются следующие отрицательные аспекты подгрупп: