Клиническая психология

Вопросы по Клинической психологии1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.2. Сознание как высший уровень психического отражения.3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.5. Общая характеристика эмоций.6. Воля и волевая регуляция.7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.10. Мышление как форма познавательной деятельности.11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.18. Психометрика и её основные параметры.19. Корреляционный анализ.20. Статистические критерии различий.21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.27. Социальная психология общения. Структура общения.28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.32. Клиническая психология как наука.33. Теория привязанности.34. Теория объектных отношений.35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.46. Основные понятия психотерапевтического процесса.47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.48. Основы групповой психотерапии.49. Балинтовские группы. Модели супервизии.50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.55. Структура процесса психологического консультирования.56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.57. Основные методы психологического консультирования.58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.61. Отклоняющееся поведение и его особенности.62. Профилактика отклоняющегося поведения.63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.70. Семья как система.71. Жизненный цикл семьи.72. Благополучие семьи.73. Семейное консультирование как процесс.74. Личность преступника: понятие и типология.75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.90. Психогении в экстремальных ситуациях.Заказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнКлиническая психологияМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.

У пожилых людей значительно чаще, чем в молодом и среднем возрасте, могут возникать различные невротические расстройства.

 Невроз - это психогенное функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов.

Старение и старость определенным образом сказываются на возникновении, течении и лечении неврозов. Границы между психотическим, психопатическим и невротическим стираются, становятся нечеткими, поэтому неврозы позднего возраста протекают атипично, длительно и однообразно. Обычно четко очерченная, динамичная и яркая симптоматика, характерная для неврозов более раннего возраста, отсутствует. Определенную роль при этом играет нечеткость границ между психогенными и соматогенными воздействиями, их переплетение в клинической структуре неврозов у пожилых.

У подавляющего большинства пожилых людей основой невротических расстройств являются ситуации невосполнимой утраты (смерть близких, распад семьи, внезапно наступившее одиночество) или тяжелые конфликты с детьми, супругом.

Основные психотравмирующие факторы, вызывающие развитие неврозов у пожилых лиц: 1) болезнь или смерть близких; 2) семейные конфликты; 3) влияние неприятных ощущений в теле; 4) актуализация прошлых переживаний, воспоминаний; 5) отрицательное влияние зрительных впечатлений; 6) действие устрашающих сновидений; 7) влияние осознания старости и изменений, связанных с возрастом; 8) ломка привычного стереотипа; 9) нежелательный или принудительный перевод на пенсию и пр.

Для развития  неврозов у пожилых лиц существенными являются: подготовленность личности к неприятным событиям, или же их внезапность; длительность ожидания «кульминации» психогении, протяженность ее во времени; однократность или многократная повторяемость, значимость психотравмирующих факторов, отношение к ним и оценка их в момент переживания и в дальнейшем. Оценка и отношение к психотравмирующей ситуации в позднем возрасте изменяется с трудом из-за утраты гибкости и подвижности эмоций. Появляющаяся инертность, застойность, вязкость и «застревания» эмоций отражаются на оценке сегодняшних перспектив, самооценке и направленности личности. В результате пожилой человек находится в состоянии тревожного ожидания неприятностей, тоски.

Факторы среды (неблагоприятные внутрисемейные, межличностные, производственные взаимоотношения) играют существенную роль не только в возникновении неврозов, но и в особенностях их течения.

В структуре синдромов невротических расстройств у пожилых пациентов преобладает аффективная патология в виде различных по клиническим проявлениям и степени выраженности депрессивных состояний.

Картине депрессивного невроза в пожилом возрасте свойственны аморфность и одновременно незавершенность, парциальность ( обособленность) проявлений. Для депрессивного невроза у пожилых характерны вялое, растянутое начало, бледность проявлений, рудиментарность, стереотипность и монотонность симптоматики, вегетативный компонент «теряется» среди проявлений возрастных физических недугов. Психологическое содержание невроза отличается элементарностью и однообразием вследствие сходных у разных больных представлений о негативных аспектах старости и приближающейся смерти.

Значительным в структуре депрессивного невроза является удельный вес астенических и ипохондрических расстройств. Диффузные ипохондрические опасения могут сочетаться с суицидальными мыслями, как правило, недифференцированными и без тенденции к их реализации. Значительно чаще, чем у более молодых людей, наблюдаются тревожные опасения ипохондрического содержания, либо преобладают различные соматические жалобы с явной фиксацией на них. Сочетание астенических расстройств со снижением физического тонуса и телесными сенсациями образует еще одну важную особенность депрессивных неврозов у пожилых лиц. Астенические расстройства проявляются в виде психической и физической истощаемости, элементов гиперестезии, раздражительной слабости, склонности к дисфорическим и гневливым реакциям, слабодушию, неустойчивости настроения.

Депрессивный невроз у пожилых возникает при наличии ряда условий:

1) Воздействие объективно значимой и трудноразрешимой травми-рующей ситуации, косвенно связанной с пожилым возрастом и не выходящей за рамки естественных психологических проблем стареющей личности.

2) Отсутствие грубых, достигающих степени психопатии, нарушений личности. Депрессивный невроз развивается на фоне разнообразных психологических качеств, относящихся к особенностям гармоничного душевного склада или к акцентуациям характера.

3) Небольшая глубина собственно возрастных, церебрально-сосудистых, соматических сдвигов, которые к началу заболевания отмечаются у всех больных, но компенсированы. Различные факторы астенизации (лабильность вегетативно-висцеральной системы, вовлечение в патогенетический процесс нейровегетативных, нейрогуморальных и нейроэндокринных факторов) способствуют усилению стрессовых влияний и эмоциональной декомпенсации. Часто отмечаются страх, тревога, беспокойство, растерянность.

Ананкастно-депрессивный синдром у пожилых чаще развивается на органическом фоне, что обусловливает его своеобразную окраску рядом дополнительных симптомов: слабодушием, плаксивостью, выраженной вязкостью. В качестве наиболее существенного отличия от эндогенной депрессии выступает значительное преобладание тревожного аффекта по сравнению с тоскливым и апатическим. При относительно неглубоком уровне тревоги большей выраженностью характеризуются явления идеаторного ( мыслительный орган представления) и двигательного тревожного возбуждения, которые выступают в форме парциальных включений или фона, на котором эпизодически возникают более отчетливые проявления речевого и двигательного беспокойства. Течение заболевания носит затяжной характер. Самой типичной оказывается затяжная динамика с тенденцией к прогрессированию и переходу в невротическое (депрессивное) развитие личности, что проявляется в усложнении и фиксации невротической симптоматики, формировании особого пессимистического мировосприятия и в возникновении или заострении личностных качеств тормозимого круга. Психогенное патологическое развитие личности является сравнительно частым исходом неврозов пожилого возраста.

Для неврастении позднего возраста характерны комбинированные, смешанные многозвеньевые и однообразные клинические симптомы и син-дромы: астенический, тревожно-астенический, депрессивно- ипохондриче-ский, расстройства сна, соматические компоненты, раздражительность с элементами слабодушия, вегетативная лабильность, сенесто-ипохондрические переживания. Депрессивные состояния при неврастении не связаны с временем суток, а колебания настроения в течение дня зависят от соматического состояния и психологических факторов (социальный статус больного, семья, общения, среда и т.д.). Неврастения позднего возраста протекает без прежних красочных, многообразных и динамичных симптомов - исчезают широкий диапазон и многогранность субъективных переживаний больных и их переработка, жалобы становятся более односложными, нединамичными, застывшими по существу, сливаются с общими компонентами астении.

Расстройства «телесного чувства» выполняют маскирующие функции, имитируя болезни различных органов и систем. В отличие от истинных соматических нарушений, отмеченные феномены проявляются в структуре невротических нарушений, что указывает на их психопатологическую природу. Особенностью этих нарушений являются несоответствие между истинными соматическими проявлениями и их психопатологическими эквивалентами, между патологическими ощущениями и периферической иннервацией, а также полиморфность картины, своеобразные особенности личности больных, проявляющиеся в трудности описания своих соматических симптомов.

У пожилых лиц почти не наблюдается яркая обсессивная симптоматика с многочисленными навязчивыми состояниями. С течением возраста все реже наблюдаются истерические расстройства. Они вытесняются астенической, неврастенической симптоматикой, сочетающейся с тревожно-фобической, депрессивной, ипохондрической и другой. Истерические и обсессивно-фобические включения являются редкими и скудными.

Таким образом, неврозы в пожилом возрасте имеют свою специфику, отличаются от возникающих в иных возрастных периодах. При неврозах пожилого возраста обнаруживаются смешанные и даже множественные синдромы, составленные из элементов астении, тревоги, страхов, навязчивости, ипохондричности, депрессивных компонентов, тревожно-мнительных и других сочетаний. Взаимоотношение этих составных частей синдрома может сочетаться и изменяться под влиянием эмоциогенных воздействий и реакций личности. Характерна затяжная динамика неврозов, постепенно переходящих, в благоприятных случаях, в остаточные невротические состояния, при которых стираются различия между отдельными формами заболевания.