Клиническая психология

Вопросы по Клинической психологии1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.2. Сознание как высший уровень психического отражения.3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.5. Общая характеристика эмоций.6. Воля и волевая регуляция.7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.10. Мышление как форма познавательной деятельности.11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.18. Психометрика и её основные параметры.19. Корреляционный анализ.20. Статистические критерии различий.21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.27. Социальная психология общения. Структура общения.28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.32. Клиническая психология как наука.33. Теория привязанности.34. Теория объектных отношений.35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.46. Основные понятия психотерапевтического процесса.47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.48. Основы групповой психотерапии.49. Балинтовские группы. Модели супервизии.50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.55. Структура процесса психологического консультирования.56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.57. Основные методы психологического консультирования.58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.61. Отклоняющееся поведение и его особенности.62. Профилактика отклоняющегося поведения.63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.70. Семья как система.71. Жизненный цикл семьи.72. Благополучие семьи.73. Семейное консультирование как процесс.74. Личность преступника: понятие и типология.75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.90. Психогении в экстремальных ситуациях.Заказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнКлиническая психологияМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.

Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Первые представления об эмоциональном благополучии ребенка возникли в рамках классических подходов к изучению психологии личности. Понятие «эмоциональное благополучие» в психологии используется для определения успешности развития ребенка.

Об эмоциональном комфорте ребенка свидетельствует положительно-эмоциональная реакция ребенка на похвалу, деятельность, направленная на получение одобрения со стороны окружающих взрослых (первые проявления детского самолюбия и самоуважения). Первые слова похвалы эмоционально значимы для ребенка. У ребенка складывается определенный характер эмоциональных реакций на похвалу, что откладывает отпечаток на формирование нравственного поведения ребенка.

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.

1. Эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.

2. Переживание успеха - неуспеха достижения целей.

3. Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.

4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем.

Э. Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление, и, соответственно, устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему «побеждать» чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э. Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании «базовых способов разрешения конфликтов» между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онтогенеза.

 Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д. Винникотта о том, что «кормление без любви - деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком «хороших» качеств первичного объекта - матери. Для этого «достаточно хорошая мать» должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие.

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби., М. Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых, матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее физическая и психологическая доступность, а также качество и своевременность оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей стратегическое отношение субъекта к миру и своему существованию в нем (базовая модель мира «Я - Другой»). Более поздние исследования привязанности показали, что выделенные формы привязанности (качество привязанности и две его основных формы - прочная, или безопасная, и непрочная привязанность), с некоторыми вариантами, обнаруживаются во всех культурах, причем в каждой культуре есть свой тип качества привязанности, наиболее оптимальный для формирования конкретно-культурного варианта личности. Качество привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой личностной характеристикой и может быть выявлено в любом возрасте.

Негативными последствиями эмоциональной депривации ребенка являются  проблемы эмоциональных взаимоотношений: нарушение эмоционального контакта с матерью и препятствия в эмоциональном контакте с отцом. Эмоциональная депривация в будущем проявляется в холодности, бедности эмоций, недоверии к миру. Наблюдается неспособность создать близкую эмоциональную связь с другим человеком. 

Эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми. Эмоционально - волевая готовность старшего дошкольника является одним из компонентов психологической готовности к школе. Поэтому детей необходимо вводить в сложный мир человеческих эмоций, помогать им переживать определенное эмоциональное состояние, объяснять, что оно означает.

Для полноценного развития ребенку необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное состояние. Проявлять негативные эмоции - нормально. Неподходящим может быть время, место и способ выражения. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. 

Эмоциональное неблагополучие  - это отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка в определенных ситуациях: при переживании неуспеха в ситуациях соревнования; в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду; при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей.

Признаками эмоционального неблагополучия ребенка младшего дошкольного возраста являются нарушение сна, плач, упрямство. Клинико-психологическая характеристика признаков эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: страхи, энурез, энкопрез, тики, заикание, синдром психомоторной нестабильности.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками.

Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорблённого самолюбия. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно - в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявиться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребёнка, побуждающие ребёнка поступать определённым образом, не всегда легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и др. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.