Мировые Информационные Ресурсы

Термины и определенияРынки информационных ресурсовТехнологии Internet в бизнесеБазы данных как информационный ресурсСетевые технологии как мировой информационный ресурсМировые информационные сетиСредства поиска информации в InternetПараметры информационных ресурсовМировые Информационные ресурсы. Контрольные вопросыЗаказать сайт

Предметы

WEB-ДизайнМетрология и СтандартизацияSEO оптимизацияМаркетингМаркетинговые исследованияТеория организацииОрганизация маркетинговой деятельности на предприяУправление проектамиУправленческие решенияИнформатикаИнформационные системы и Базы данныхТелекоммуникационные и компьютерные технологии в СИнтернет-маркетингМенеджментИстория МенеджментаПерсональный менеджментИнформационный менеджментМеждународный маркетингМировые Информационные РесурсыПланирование карьерыE-learn

Параметры информационных ресурсов

Качество принятия информационных решений в значительной мере зависит от свойств информационных ресурсов, используемых при решении конкретных задач. В настоящее время нет как единого подхода к набору параметров для оценки информационных ресурсов, так и способов количественной или качественной характеристики этих параметров.

Анализ различных источников показывает, что в настоящее время широко для оценки информационных ресурсов используются следующие основные параметры:

  1.  содержание;
  2.  охват;
  3.  время;
  4.  источник;
  5.  качество;
  6.  соответствие потребностям;
  7.  способ фиксации;
  8.  язык;
  9.  стоимость.

Для каждого параметра используется свой набор мер, выражающих связь качественных и количественных характеристик (различий и измерений) информационных ресурсов, позволяющих с той или иной точностью определить границу, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества, или границу, за которой изменение качества ведет к изменению количества.

Содержание

Содержание определяет проблемную область, охватываемую информационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проблемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем. Причем группы пользователей, решающие аналогичные задачи и реализующие одинаковые цели, могут определять границы проблемной области (свои потребности в информационных ресурсах) различным образом, что приводит, как правило, к различию в результатах.

Правильный выбор границ проблемной области расширяет возможности проектных, управленческих, организационных решений и создает условия для успешной деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что границы проблемной области динамичны во времени и существенным образом зависят от развития науки, техники и производства.

Следовательно, информационные ресурсы, включаемые в конкретную проблемную область, не могут быть ограничены текущими, сиюминутными интересами. Сужение проблемной области ведет к потере динамизма в решении задач и чревато отставанием либо провалом.

Для определения соответствия содержания информационных ресурсов решаемым проблемам в настоящее время, как правило, используются различные классификационные шкалы и шкалы наименований: классификаторы, классификации, разнообразные виды языков дескрипторного типа, указатели различных типов (именные, предметные, географические, номенклатурные и т.п.). С помощью этих средств пользователь может определить с той или иной степенью вероятности наличие требуемой информации в исследуемых информационных ресурсах или более точно выделить подмножество ресурсов, в котором она находится.

Охват

Охват определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет или лимитирует его. Охват можно рассматривать как часть параметра содержания. Он как бы суживает и задает определенные рамки содержания, являясь лимитирующим фактором.

Ограничения на охват определяются противоречивыми требованиями: с одной стороны, стремлением иметь всю доступную информацию, необходимую для достижения целей конкретной деятельности, а с другой - финансовыми, временными, трудовыми и техническими ресурсами, выделенными для получения и обработки информации.

Охват информационных ресурсов, доступных конкретной группе пользователей (организации, региону, стране, группе стран), ограничен и изменяется в широких пределах.

Охват обычно характеризуют объемом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов.

Объем - это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю.

Полнота - это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить).

Достаточность определяется возможностью достижения пользователем поставленной цели при наличии доступной информации.

В действительности всегда возможна ситуация, при которой пользователю доступны значительные объемы информации, но ее полнота недостаточна для достижения поставленных целей.

Это побуждает пользователя к проведению дополнительных исследований, результатом которых может стать либо получение новой информации, способствующей решению проблемы, либо сведений, что такая информация существует, но оказалась вне доступных ему источников.

Мировой информационный ресурс, являясь объективной реальностью, выступает в качестве предельной и постоянно возрастающей границы полноты комплектования национальных информационных ресурсов, достижение которой невозможно усилиями какой-либо одной страны. Для этого требуются значительные финансовые, людские и материальные ресурсы, выделить которые не может ни одно из государств мира или группа стран.

Создание информационных ресурсов, обеспечивающих решение задач по широкому комплексу проблем и охватывающих большую часть мирового ресурса, может осуществляться только высокоразвитыми странами либо при объединении усилий нескольких стран или организационных единиц (транснациональных компаний, объединений; научных, инженерных, учебных, исследовательских учреждений и т.п.) на региональном или международном уровне в рамках крупномасштабных программ. Решение этой задачи осложняется и тем, что информационные ресурсы не могут быть просто импортированы и (или) заимствованы и эффективно использованы,- они должны быть адаптированы к новому окружению: различным экономическим условиям, иной правительственной или общественной политике, а также другим общественным и культурным факторам.

Цели реальной национальной политики по формированию информационных ресурсов можно свести к принципу обеспечения их достаточности для решения стоящих перед обществом приоритетных задач в данный период времени на уровне не ниже мирового при одновременном сохранении и пополнении всех ранее накопленных информационных ресурсов.

Основными возражениями против такой формулировки могут быть вполне закономерные вопросы:

Формирование национальных ресурсов - это длительный и сложный процесс, отражающий все особенности исторического, социально-экономического и культурного развития страны, и поэтому приведение имеющегося информационного ресурса в соответствие с потребностями общества является непрерывным процессом, зависящим от уровня развития государства. Ни одна из стран не может самостоятельно концентрировать у себя все информационные ресурсы, относящиеся к области национального интереса, и, более того, не всегда может воспользоваться внешними информационными ресурсами. Это обусловлено тем, что в каждой стране:

Одновременно необходимо учитывать, что в любой стране существуют обособленные, независимые совокупности информационных ресурсов, находящиеся вне общей коммуникационной сети.

В практической деятельности при запросах на описание процессов, предметов или явлений потребитель, как правило, запрашивает любой документ, где дано подобное описание, а не все имеющиеся по данному вопросу документы. Точнее, потребитель обычно прекращает поиск, как только найдена информация, обеспечивающая достаточно эффективное решение той задачи, которая решается им в данный момент времени и в данных условиях.

Решение о прекращении поиска зависит:

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что большинство пользователей при решении рутинных практических задач останавливаются на уровне достаточности информации, хотя по-настоящему эффективные решения достигаются при максимально возможной полноте информации и использовании новой, неизвестной (недоступной) конкуренту (противнику, противоборствующей стороне) информации.

При оценке охвата (объема, полноты и достаточности) обычно применяются следующие критерии:

Время

Такому обиходному, но многоплановому понятию, как время, можно дать несколько определений. Итак, время - это:

Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах:

Важно иметь в виду, что для синтеза знаний об объекте должно привлекаться не только абстрактное понятие времени, но и время данной системы, поскольку за одно и то же время разные системы могут пройти разные пути развития.

Это свойство объекта и информации об объекте обычно характеризуется понятием жизненного цикла, который позволяет рассматривать объект и информацию о нем в системе времени, связанной с особенностями развития конкретного объекта.

На различных этапах жизненного цикла (времени своего существования) одна и та же информация при принятии на ее основе информационных решений обладает различной эффективностью.

При этом особо следует обратить внимание на то, что разрыв между реальным процессом и его информационным отражением создает опасный безынформационный период, в течение которого решения принимаются интуитивно или исходя из устаревших показателей.

В безынформационном периоде можно выделить несколько составляющих. Одной из них может являться запаздывание поступления информации, определяемое прохождением информационных сообщений по процессам издательского цикла.

Так, запаздывание (время между принятием работы к публикации и моментом выхода в свет) научных потоков, идущих через отечественные журналы, составляло (до 1991 г.) от 6 до 54 месяцев.

Сюда не входит время между появлением информации и ее фиксацией в виде отчетного документа, а также время между появлением конкретной информации в коммуникативном потоке и временем ее поступления к конкретному пользователю или временем ее реального использования для решения конкретных задач.

В жизненном цикле информационных ресурсов необходимо выделить этап, когда требуемая информация об объекте отсутствует.

Нехватка информации происходит в двух случаях:

  1.  информация отсутствует в полном смысле этого слова (хотя уж существует объективная необходимость в ней);
  2.  информация существует, но по различным причинам недоступна для данного пользователя в данный момент времени.

В безынформационный период пользователь вынужден принимать информационные решения в условиях возрастающей неопределенности, что снижает их результативность, либо принимать решение о выделении дополнительного времени на восполнение отсутствующей информации.

С другой стороны, увеличение промежутка времени между моментом поступления информации и моментом ее использования в ряде случаев ведет к снижению ее эффективности. Так, большинство информационных документов по своему значению преходящи и быстро теряют свое значение по мере того, как идет время и изменяется обстановка. Например, считается, что документы по социально-политическим вопросам, прогнозам и предпосылкам развития науки теряют ценность по норме 20% в год.

Ценность информации убывает в соответствии с широко применяемым в экономических исследованиях правилом постоянного процента.

Наиболее распространенным является критерий, именуемый периодом полустарения, в основу которого положены исследования по цитированию документальных источников информации.

Под периодом полустарения понимается время, в течение которого была опубликована половина цитируемых работ по данной проблематике, т.е. считается, что информация, выбывающая из обращения, на которую перестают делать ссылки, потеряла свою актуальность. Данное допущение далеко не бесспорно. Ибо ссылки на информацию из этих документов часто можно связать с возрастающей недоступностью давно изданных документов и тем, что она повторена в более современных документах. Более правильно старение информации оценивается по сетям цитирования, на основании которых можно сделать вывод, что действительное старение информации происходит более медленными темпами, чем это следует на основании полученных данных о периодах полустарения. Но периоды полустарения могут рассматриваться в качестве второго приближения в оценке старения информации, в котором учитывается не только временной фактор, но и особенности проблемных областей.

Например, периоды полустарения публикаций по разным отраслям науки (в годах) таковы:

Кроме этого необходимо отметить большую «живучесть» некоторых видов документов:

Проектные решения (принципы, идеи и пр.), зафиксированные в промышленных образцах, сохраняют свою актуальность 20-30 лет.Иногда в качестве предельного критерия старения информации используют максимальное время использования тех или иных информационных ресурсов.Более точными являются оценки старения информационных ресурсов, получаемые при использовании следующих методов:

Источник

Источник идентифицирует происхождение информации и в определенном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая содержание информации.

В этом смысле источник выступает как некоторая условная единица объема информации по проблеме (ее части, или некоторое подмножество проблем).

Источник можно рассматривать как единичный элемент подмножества того или иного класса информационных ресурсов, доступного пользователю и обладающего, как правило, некоторой проблемной (содержательной) определенностью.

В качестве источника информации может выступать:

Более широкое определение источника дано в описании справочной системы об источниках информации по окружающей среде.

Каждый источник по-своему уникален. Это приводит к тому, что потеря (уничтожение, ликвидация, слияние с другими источниками) источника информации может привести к необратимым потерям информации. Оценка источника всегда ведется с двух сторон: оценивается собственно источник информации и качество получаемой из него информации.

Каким бы ни был источник информации, в каких бы формах ни выражалась и для каких бы целей информация ни использовалась, она всегда есть результат отражения субъектом объективного мира. Особенно это относится ко всем видам социальной информации. Отражение же идеально по своему характеру.

Одним из основных проявлений субъективности в информационном процессе является наличие в нем прагматического, целевого аспекта. Ибо любая информация собирается, анализируется, обобщается для достижения определенных целей, что ведет к возникновению в любом источнике двух видов информации - об объекте и субъекте. Возникновение в информационном процессе сведений о субъекте, его цели, принципах и методах получения им информации открывает путь к установлению степени ее объективности. Следовательно, при анализе в описании информации необходимо указывать, кто, с какой целью и как ее обрабатывал. Это позволит выявить искажения, вносимые с «благими намерениями», «дезинформацию установки» исследователя.

Особо следует обращать внимание на давно установленный источниковедами факт большой субъективности данных, которые являются результатом всякого рода извлечений, сводок, переработок, обзоров, аналитических (критических) обзоров первоначальных сведений.

Все извлечения и сводки не только ведут к той или иной потере первичной информации, но и являются дважды субъективизированным отражением действительности. К субъективному фиксированию первоначальной информации здесь еще прибавляется субъективность извлечения, сводки или иной переработки исходной информации. В принципе можно говорить о «многократной субъективизации». Даже в тех случаях, когда последовательный отбор и обобщение исходных сведений проводились одним лицом, каждый уровень сводки представляет собой очередную субъективизацию, ибо каждый раз ставилась новая цель и применялись соответствующие методы отбора и обработки данных.

Многократно субъективизированное отражение действительности в источниках увеличивает сферу проявления субъективных воздействий на информацию, поскольку усложняется выявление этой субъективности, т.е. усложняется критический анализ источников. Этот анализ будет включать, кроме этапа, связанного с установлением степени адекватности отражения действительности в момент фиксации информации, еще и этапы выявления потерь информации и объективности последующих ее сводок и переработок. Отсюда особая роль выявления первоисточников.

Важны одновременно внешняя и внутренняя критика источника. Только при анализе содержания источника могут быть вскрыты как внешняя сторона возникновения источника (цель, место, время возникновения, автор и его приемы отражения действительности и т.д.), так и достоверность и ценность содержащейся в нем информации.

Любой источник характеризует действительность (в том числе и накапливаемые информационные ресурсы) селективно и избирательно. Это ведет к тому, что уменьшение количества источников по проблеме ведет к снижению полноты и объема информации об объекте и увеличению риска принятия неэффективных решений. Важнейшим средством минимизации риска является анализ возможных пропусков информации (информационных ресурсов), существенной для реализации поставленной цели.

Без анализа пробелов в источниках (и соответственно информации) нельзя выработать принципы и методы их восполнения и вести целенаправленную работу в этом направлении. Актуальность этой работы повышается и тем, что реальный пользователь, как правило, имеет ограниченный доступ к значительному количеству источников.

Рассматривая проблему использования источников, особо следует обратить внимание на следующую ситуацию: обычно даже при равной доступности источников из них формируется некоторое подмножество, которое чаще других привлекается для решения аналогичных (тождественных) задач. Это ведет к тому, что некоторые источники выбывают из обращения, а вместе с ними выбывают и содержащиеся в них информационные ресурсы (информация, методы, подходы, проектные решения, технологии и т.п.).

Выбывающие источники условно можно разделить на две группы:

  1. источники с информацией о методах, подходах, разработках и технологиях, отличающихся от традиционно используемых при решении такого рода проблем. Это, как правило, новейшие достижения, не освоенные основной массой исполнителей по причине своей недостаточной профессиональной подготовки и (или) из-за нежелания менять сложившиеся стереотипы (методы) деятельности, и (или) вследствие труднодоступности источников. Сюда относится и информация, отвергаемая по различным конъюнктурным причинам: непризнание новых направлений, групповые интересы, различного рода психологические барьеры и др.;
  2. источники, содержащие устаревшую, недостоверную и ложную информацию.

Следует обратить внимание на то, что ни одна из перечисленных групп источников не может быть отброшена без серьезного анализа.

Даже источники, содержащие устаревшую, недостоверную и ложную информацию, могут оказаться полезны для принятия решений, т.к. позволяют выявить тупиковые разработки, причины ошибочности ранее принятых решений, а также отфильтровать неверную информацию.

Всякий источник содержит ту или иную объективную информацию, и поэтому в семантическом отношении нет источников, непригодных для использования. Неправомерно деление источников на «хорошие» и «плохие» в зависимости от позиции их творцов. В рамках, очерченных позицией создателя источника, даже в самом консервативном источнике содержится определенная объективная информация. Но ее выявление возможно только в том случае, если изучающий стремится оценить, проанализировать явление, а не использовать метод цитатного (фактологического обоснования).

Использование источников без их глубокого анализа является основным путем проникновения «дезы» в результаты исследований (под обычными предлогами: «как известно», «все согласны», «общепринято» и т.п.).

Многообразие и безграничность взаимосвязей, присущих явлениям объективного мира, обусловливают то, что в источниках, несмотря на избирательность отражения ими действительности, содержится в сущности безграничный объем скрытой информации, характеризующей взаимосвязи реальных явлений. Анализ этих взаимосвязей на основе информации непосредственно выраженной позволяет выявить информацию скрытую. Это создает возможность для неограниченного повышения информационной отдачи источников и преодоления избирательности непосредственного отражения ими действительности.

Следовательно, при использовании источников необходимо исходить из принципа их информационной неисчерпаемости.

Наибольший объем скрытой информации содержат массовые источники, т.е. источники, которые характеризуют массовые явления и процессы или различного рода системы с присущими им структурами, строением и взаимосвязью составных компонентов, их функционированием и развитием. Как правило, такие источники не только содержат сведения о больших или меньших совокупностях объектов, но и характеризуют их в целом по ряду признаков, что расширяет возможности для изучения взаимосвязей, т.е. извлечения скрытой, структурной информации.

Важнейшее свойство скрытой информации состоит в том, что эта информация в наименьшей степени подвержена субъективным искажениям в момент отражения творцом источника объективной реальности.

Скрытая информация меньше контролируется создателем, а в тех случаях, когда идет целенаправленная дезинформация, именно здесь наиболее удобно исказить представление об объекте, «подсунуть» необходимое видение объекта.

Процесс взаимодействия источника информации и исследователя включает в себя:

Качество

Понятие «качество» применительно к информационным ресурсам (информации) определяет совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности.

Однако всегда необходимо иметь в виду, что качество одной и той же информации при реализации различных целей и (или) видов деятельности различно, а следовательно, отличаются в различных предметных областях (метрологии, эконометрии, экономической статистике, источниковедении, библиометрии и др.) наборы параметров (показателей) и методики определения качества информации.

В состав наиболее общих параметров, задающих качество информации, входят:

Под достоверностью (адекватностью, истинностью, верностью) будем понимать степень соответствия явления или объекта его образу, заданному информацией, которая включена в модельное описание явления или объекта.

Любая информация об объекте или явлении отражает действительность с определенной степенью огрубления. Допустимая степень огрубления, как правило, определяется целевой установкой при реализации конкретной деятельности и зависит от уровня изученности объекта на данный момент времени. Информация об объекте отражает его структуру, свойства, внутренние и внешние связи, реальные процессы, в которых он участвует, весьма приблизительно, но стремясь, тем не менее, к истинному и полному отражению действительности.

Цель определяет используемую модель объекта или явления, а следовательно, и требования к достоверности информации, необходимой для достижения поставленных целей.

Ошибки в выборе модели, как правило, оказывают наибольшее влияние на достоверность информации об объекте.

Наиболее трудно поддается оценке достоверность сообщений, которые являются результатом многоразовых информационных решений в различных ситуациях. Поэтому необходимо иметь аппарат восстановления информации, на базе которой принимались информационные решения.

Но с ростом степени обобщения теоретического построения происходит потеря значительного количества конкретной информации, на которую оно в известной степени опирается, растет абстрактность понятий и снижается степень их доступности для однозначного понимания, а односторонность рассмотрения все равно не устраняется. Это определяется тем, что в ряде случаев сравнительный анализ состояния и перспектив развития науки, техники, производства и технологий проводится недостаточно глубоко. Нередко сравниваются два-три выигрышных параметра без тщательного анализа других характеристик, конструктивных особенностей рассматриваемых объектов, без оценки их эффективности в целом. Возрастает возможность частных, субъективных толкований и извращений отдельных положений или теории в целом. В связи с этим может возникнуть целый ряд таких весьма печальных недоразумений, как непризнание теории в целом, критика отдельных непонятых положений, неприятие проектов, технологий, проектных решений и т.п. Исследователи начинают воевать с призраками, ими же созданными, т.е. неправомерно приписывать данной теории (разработке, проектному решению) ложные положения, что приводит к появлению квазипроблем, схоластических дискуссий и, как следствие, к дальнейшему росту балластной, непригодной для использования и не способствующей прогрессу науки, техники и производства информации. Достоверность информации определяется путем ответа на следующие вопросы:

Каков бы ни был источник, достоверность данных должна проверяться обязательно.

Определение достоверности информации, используемой при принятии информационных решений,- одна из сложнейших задач.

Своевременность - поступление информации в период времени, когда она полезна для принятия решения.

Своевременность предполагает поступление информации в нужный момент, когда она еще может повлиять на результат решения или деятельности. Несвоевременность поступления информации затягивает процесс принятия решения, ведет к реализации деятельности в условиях большей неопределенности, к фактическому исключению информации из ее обращения в данном цикле принятия решения, вызывает необходимость внесения коррективов в ранее принятые решения. Все это ведет к увеличению безынформационного периода. С другой стороны, несвоевременность поступления информации приводит к снижению ее ценности и достоверности, т.к. на момент принятия на ее основе корректирующих действий она в какой-то мере устаревает.

Однако нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, что несвоевременно поступившая информация не имеет никакой ценности. Это неверно по следующим причинам:

Понятие «новое» имеет несколько толкований, например:

Имеются разные уровни новизны. Воспроизведение старых идей на новом уровне часто также дает новые результаты.

Следовательно, новой научной информацией следует считать информацию, порожденную впервые и не представляющую собой повторения тождественного или аналогичного.

Вероятность появления чего-то нового, существенного в природе и возможность его отражения в научной информации намного меньше, чем несущественного или случайного.

Науку интересуют только явления закономерные и устойчиво повторяющиеся, т.е. наименее новые, но наиболее фундаментальные и ценные.

Возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, желательно, чтобы информация обладала наибольшей новизной и ценностью; с другой - чем фундаментальнее уровень исследований, тем меньше мы имеем шансов на то, что информация будет обладать большой новизной.

Максимальная частота повторений принадлежит несущественному, следовательно, при выборе наиболее частых сообщений мы не всегда отбираем новое.

Важно обратить внимание на такую деталь. Хотя наименее существенные, уникальные и случайные вещи выступают чаще всего как нечто новое, ранее не встречавшееся в природе, они в силу одной своей неустойчивости могут выявляться с большим трудом и давать малые вероятности, поэтому информация об этих событиях должна обладать большой стоимостью. Иначе говоря, несущественная новая научная информация в силу трудности ее получения приобретает большую ценность.

Неновая информация. Никаких обоснованных доводов в пользу того, чтобы процессы старения информации связывать с утратой ее ценности, по всей видимости, нет. Понятие старой информации в значительной степени ассоциируется с представлением о фундаментальном знании с устойчиво сохраняющейся ценностью.

В настоящее время отсутствуют единые подходы к оценке новизны различных видов информации.

Соответствие потребности

Потребность - надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Потребность предполагает нужду в предмете потребления. Информационная потребность - это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем. Потребность считается удовлетворенной в том случае, если информация позволяет решить конкретные задачи с требуемым уровнем эффективности. Но требуемый уровень эффективности на практике не всегда может быть достигнут, что обусловливается значительным количеством факторов, влияющих на принятие информационных решений. Кроме того, как уже отмечалось, всегда возможна ситуация, когда требующаяся информация либо вообще не существует, либо недоступна конкретному потребителю в отводимое для принятия решения время, либо в силу существующих норм и ограничений всех видов не может быть получена.

С другой стороны, получаемая информация может иметь различный уровень соответствия реальным потребностям пользователя для принятия решения. Именно поэтому многочисленные исследования, направленные на определение такого соответствия, как правило, сводятся к определению формализованных показателей, задающих некоторый уровень соответствия между действительными потребностями и реальным информационным обеспечением.

Такими наиболее часто используемыми показателями при оценке результативности информационной деятельности являются:

Пертинентность - соответствие содержания документов информационной потребности пользователя.

Релевантность - соответствие документов запросу потребителя, реализованному по принятому в конкретной системе критерию смыслового соответствия. При этом необходимо учитывать, что в зависимости от языка индексирования документов и запросов, критерия соответствия, стратегии поиска, правил индексирования и некоторых других параметров, принятых в системе, выданный результат на конкретный запрос пользователя может иметь различный уровень релевантности.

Релевантность - это отношение смысловой близости между содержанием найденного документа и запросом, сформулированным потребителем. Степень релевантности может быть оценена только пользователем, сформулировавшим запрос.

Полнота - выраженное в процентах отношение числа выданных релевантных документов к их общему числу в поисковом массиве.

Точность - выраженное в процентах отношение релевантных документов к общему числу выданных на запрос релевантных и нерелевантных документов.

Способ фиксации информации

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на различных видах носителей, или документирование. Информация становится ресурсом только в том случае, если она может свободно циркулировать между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве. Если же она используется лишь при решении ограниченного круга задач, ее эффективность и качество существенно снижаются.

С фиксации информации начинается ее движение в любой системе коммуникации, а новый носитель - это новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления. Поэтому ограничения, налагаемые на перечень информационных носителей, существенным образом влияют на решение всех вопросов эксплуатации информационных ресурсов и определение информационной политики в области их создания. Однако единого мнения о том, какие носители информации учитывать при оценке информационных ресурсов, доступных пользователю, нет.

Классы носителей информации в значительной мере определяют и такие свойства информационного ресурса, возможность репродуцирования и обработки, скорость распространения, время сохранности, доступность.

В зависимости от носителей, на которых фиксируется информация, были выделены следующие основные классы:

При этом следует обратить особое внимание на то, что одна и та же информация, относящаяся к определенной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и (или) различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.

Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только в том случае, если потребитель имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

При рассмотрении способов фиксации информации необходимо помнить о следующем.

Появление новых носителей приводит к изменению соотношения информационных ресурсов, фиксируемых на ранее использовавшихся носителях, и к принципиальным изменениям инструментальной базы, необходимой для работы с вновь появившимися носителями. Одновременно меняются условия доступа к информационным ресурсам и технологические процессы сбора, обработки, хранения, использования информационных ресурсов, а также технологические процессы и требования к персоналу, осуществляющему информационные процессы.

Язык

Существенным фактором, снижающим возможности создания документальных информационных ресурсов и ограничивающим доступ к ним, является языковой барьер. Например, в целом европейские страны из-за языкового барьера теряют доступ к 40-50% информации, поступающей из других стран. Так, среднее количество пользователей, способных использовать техническую литературу, составляло: на английском - 77%, французском - 55%, немецком - 52%, итальянском - 25%.

Говоря о языковом барьере, следует отметить огромную интегрирующую роль, которую имел русский язык в расширении доступа к информационным ресурсам и создании общенационального информационного ресурса СССР. Одновременно следует подчекнуть разрушительные последствия, которые несет насаждаемый «языковой суверенитет». В новых условиях будет существенно снижена информационная обеспеченность целевых программ всех республик. Последствия языковой разобщенности во много раз превысят потери от разрыва экономических связей.

Переход к национальным языкам (при этом в ряде республик происходит одновременная смена алфавитов) приведет к следующим отрицательным последствиям:

Перевод документов с одного языка на другой существенно замедляет прохождение информации между пользователями, вызывает дополнительные искажения в содержании, вызванные особенностями языков, и требует дополнительных трудовых и финансовых ресурсов на осуществление обмена информацией.

Цена услуг перевода научно-технических текстов на рынке информации зарубежных стран зависит от сложности языка, с которого или на который осуществляется перевод, и срочности выполнения работы, за которую устанавливаются надбавки до 50%.

Стремление уменьшить расходы на перевод привело к широкому развитию машинного перевода и использованию специального программного обеспечения для составления подстрочников или формализованных текстов. Скорость перевода в некоторых системах составляет около одной страницы в минуту. Например, система SYSTRAN ежегодно переводила в конце 1980-х гг. около 5 млн слов, или 624 тыс. страниц и 1337 документов. В США в 1989 г. появилась возможность использования систем автоматизированного перевода в режиме удаленного доступа. В нашей стране были разработаны системы автоматизированного перевода с английского, французского и немецкого языка на русский, некоторые из них используются при решении ограниченного круга информационных задач.

Стоимость

Стоимость - овеществленный в товаре общественный труд, вещественное выражение общественного труда товаропроизводителей.

Информация выступает в виде товара, удовлетворяющего специфические потребности. Цена на информацию выступает как денежное выражение стоимости. Основой цены на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных затрат труда на их подготовку и потребительских свойств услуг, их полезности. В результате сложения многочисленных факторов на мировом рынке информационных услуг наблюдаются такие характерные явления, как множественность цен, различная амплитуда и продолжительность возникающих колебаний цен на отдельные виды услуг, относительная стабильность некоторых цен.

Цена на рынке информационных услуг, как правило, является многоставочной. Используется сложная система скидок и надбавок к справочной цене, публикуемой в проспектах, в зависимости от типа потребителей, условий предоставления и использования услуг.

Рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) информационными услугами между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

При определении цен на услуги и расчетов за них необходимо решить правовые вопросы предоставления и использования информационных услуг, включая вопросы не только торгового, но и авторского права.

При определении стоимости конкретной информации необходимо учитывать затраты на ее создание, фиксацию на различных видах носителей, сбор, обработку, хранение, передачу между производителями и потребителями, а также возможные потери от отсутствия требуемой информации.

Считается, что из-за несовершенства информационных связей, ведущего к неиспользованию результатов НИР, их старения и дублирования экономические потери составляли в начале 1980-х г. 15-25% затрат зарубежных стран на НИОКР. А полное использование в науке опубликованных и доступных знаний, по некоторым оценкам, позволило бы сократить затраты на науку почти наполовину. Вместе с тем освобождение ученых от нетворческой работы по поиску и просмотру информации эквивалентно привлечению в научную сферу дополнительно до 20% занятых в ней работников. Затраты на НТИ составляют от 1 до 10% всех затрат на внедрение продукции на рынок. При разработке конкретного вида продукции, не относящегося к наиболее наукоемким и перспективным:

Переход к принципиально новой продукции или технологии существенно увеличивает затраты на информацию, растет и цена информационных ресурсов, обеспечивающих приоритеты (конкурентоспособность) в новых областях развития производства. Между тем на стоимость информации существенно влияют и многие ресурсные ограничения. Например, в результате сложившихся в стране цен на бумагу создалась ситуация, которая сделала фактически недоступными все научные издания (учебники, специализированные издания, средства массовой информации) для большинства пользователей. Это, в свою очередь, привело к разрушению издательской системы, прежде всего кадровой основы научно-технических издательств, что на многие годы нарушит коммуникационные информационные связи между производителями, создателями и пользователями информации.